Основные виды ходьбы и бега. перед тренировкой тщательно проверьте исправность своей обуви

Ходьбы и бег имеют общие основы и свои специфические особенности. Основой является шаг и связанные с ним движения рук и туловища. Двойной шаг (шаг с правой ноги с левой) составляет один повторяющийся цикл движений. Движения рук и ног в спортивной ходьбе и беге согласованы, и строго перекрестны. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения: сгибание, разгибание, скручивание, боковые наклоны. Движения позвоночника, которые обусловливают встречные движения таза и верхней части туловища, зависят от согласованной работы многих мышечных групп. Отталкивание и в беге и в ходьбе выполняется преодолевающей работой мышц.

Спортивная ходьба. Длительность опоры каждой ноги больше чем длительность переноса, поэтому в двойном шаге имеются периоды двойной опоры и одиночной, которые непрерывно чередуются. Но двойная опора в спортивной ходьбе мала.

Фазы:

*Задний шаг (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

*Передний шаг (граница фазы - момент постановки ноги на опору);

*Переход опоры (с левой ноги на правую).

Полный цикл содержит 6 фаз по два периода одиночной и двойной опоры.

Источником движущих сил при спортивной ходьбе служит работа мышц, которые выполняют перенос ноги и отталкивание от опоры. Разгибанием бедра опорной ноги (преодолевающая работа разгибателей тазобедренного сустава) спортсмен делает «активный перекат», способствует продвижению тела вперед над опорой. Перенос другой ноги перемещает ЦТ тела вперед от места опоры и придает ему некоторую скорость (преодолевающая работа сгибателей тазобедренного сустава). Таким образом, при спортивной ходьбе спортсмен выталкивает тело впереди вверх на выпрямленную в коленном суставе ногу. От быстроты переноса ноги при ходьбе зависит частота шагов, тем выше темп. Чрезмерное учащение шагов уменьшает их длину и скорость больше не нарастает.

Бег. Время переноса ноги в беге дольше, чем время опоры, поэтому двойной опоры в беге не бывает. Имеется безопорное положение – полет. В двойном шаге имеются два периода опоры (на одной ноге) и два периода полета. Размах и быстрота движений в беге больше чем в ходьбе:

*На короткие дистанции размах и быстрота движений наибольшие;

*На длинные – наименьшие.

Фазы:

*Вынос ноги в полете (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

*Их разделяет момент наибольшего выноса стопы (относительно таза);

*Опускание ноги к опоре (граница фазы – момент постановки ноги на опору);

*Подседание на опорной ноге;

*Отталкивание с выпрямлением ноги.

По мере увеличения скорости бегущего спортсмена потери энергии (при амортизации) и их восстановление (при отталкивании) за время опоры становятся меньше. Дело в том, что повышается частота шагов и, следовательно, сокращается их длительность.

Виды бега: бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, бег на сверхдлинные дистанции, барьерный бег, стипль-чез.

6.Основы техники прыжков.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) Вертикальные. 2) Горизонтальные.

Прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.

Составные части: 1) Разбег и подготовка к отталкиванию. 2) Отталкивание. 3) Полет. 4) Приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию. Основные задачи – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания.

Можно выделить два варианта разбега: 1) Равноускоренный разбег. 2) Разбег с поддержанием скорости. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.

Отталкивание - основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую. Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги.

Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется

углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания.

Основные факторы, определяющие результативность прыжков, - начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета.

Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную. Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Приземление. Цель – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. В прыжках в высоту сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

В прыжках в длину прыгают в яму с песком.

Мягкое приземление происходит за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути и за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела

8.Бег с препятствиями (стипльчез) - один из труднейших видов легкой атлетики, требующий от спортсменов не только выносливости, но и прочных технических навыков - умения преодолевать установленные на дистанции препятствия в условиях нарастающего утомления.

«Атака» препятствия имеет большое значение для рационального его преодоления. Наилучшее место для постановки ноги перед препятствием - 130-185 см. Если спортсмен близко подбегает к препятствию, то он не может осуществить активное продвижение таза и маховой ноги вперед, поэтому общий центр тяжести перемещается над препятствием по более крутой траектории. При дальнем отталкивании перед препятствием увеличивается фаза полета, что затрудняет приземление за препятствием и снижает скорость при сходе. Длина последнего шага перед отталкиванием на препятствие должна быть несколько меньше, чем длина предыдущих, что достигается активным сведением бедер в полетной фазе и более быстрой постановкой ноги на место толчка, а это, в свою очередь, уменьшает тормозящие действия силы реакции опоры. Удлинение последнего шага перед препятствием увеличивает тормозящие действия, так как нога ставится далеко впереди проекции общего центра тяжести. При отталкивании на препятствие туловище стипльчезиста подается вперед, а согнутая маховая нога выносится коленом вперед-вверх. С продвижением таза вперед разгибается толчковая нога. В заключительный момент отталкивания туловище и толчковая нога составляют близкую к прямой линию. Разгибание маховой ноги в коленном суставе происходит в тот момент, когда колено достигает уровня препятствия. Чтобы сохранить равновесие, рука, разноименная маховой ноге, посылается вперед. В безопорном положении маховая нога выпрямляется в коленном суставе, туловище еще больше наклоняется вперед, толчковая нога сгибается, подтягивается к туловищу и проносится несколько стороной через препятствие. Рука, разноименная маховой ноге, в это время движется вниз-назад, чуть стороной навстречу толчковой ноге. При сходе с барьера наклон туловища постепенно уменьшается, стипльчезист приземляется на переднюю часть стопы. Во время приземления бегун принимает положение, похожее на положение в момент «атаки». Когда стипльчезисты подбегают к препятствию большой группой, то трудно точно попасть на место отталкивания, иногда экономнее применить способ преодоления «наступая». Он менее эффективен по затратам времени, но более экономичен с точки зрения энергетических затрат. В отличие от сильнейших бегунов у всех стипльчезистов низкой квалификации за 10-12 м до препятствия из-за определения нужного места для отталкивания на барьер скорость бега падает. Особенно это заметно у стипльчезистов с неразвитым глазомерным расчетом, у тех, кто преодолевает препятствие постоянно с одной ноги. Препятствие в виде ямы с водой является наиболее сложным на дистанции. Яму с водой стипльчезисты обычно преодолевают способом «наступая», хотя в последнее время многие на первых кругах дистанции преодолевают ее безопорным способом. Существует несколько мнений о наиболее рациональном способе преодоления ямы с водой. Некоторые специалисты считают, что от земли надо отталкиваться слабейшей ногой и на препятствие ставить сильнейшую, чтобы быстрее преодолеть яму с водой и дальше прыгнуть. Но чаще всего стипльчезисты отталкиваются от земли привычной для себя ногой, а на препятствие ставят слабейшую, приземляясь в яме на сильнейшую ногу. Это не выбивает их из привычного ритма, а приземление на сильнейшую ногу позволяет стремительнее начать бег после преодоления препятствия. Есть стипльчезисты, которые с обеих ног одинаково успешно преодолевают как обычные препятствия, так и яму с водой. Это позволяет подбегать к препятствию, не меняя ритма шагов и скорости бега. Раньше считали, что бегун должен как можно сильнее оттолкнуться от барьера и дальше приземлиться в яме с водой. При этом спортсмены выносят маховую ногу далеко вперед и при приземлении натыкаются на нее, гася горизонтальную скорость. В настоящее время стипльчезисты чаще приземляются за 60-70 см до края ямы и быстро переходят на двухопорное положение, делая первый шаг коротким. Это позволяет сохранить высокую скорость бега. Уменьшение скорости после преодоления ямы с водой значительно. Стипльчезисты высших разрядов достигают скорости, которую они набрали до препятствия, к 7-8 м после преодоления ямы с водой.

Ходьба самый доступный вид физической нагрузки. Это наиболее простое и доступное средство восстановления и укрепления здоровья, приемлемое для людей всех возрастов. К тому же, по сравнению с более интенсивными видами движений, процент травм во время ходьбы значительно меньше.

Ходьба естественный и привычный способ передвижения человека. Движения при ней носят циклический характер, которому свойственна смена напряжения и расслабления мышц. В процессе эволюции мышцы человека приспособились именно к такой нагрузке.

Ходьба только тогда приносит пользу, когда она проводится в быстром темпе с упругим отталкиванием толчковой ногой. Ходить надо интенсивно, но по самочувствию. Следует добиваться легкой испарины и поддерживать ее в процессе ходьбы.

Ходьба великолепно подходит людям, ведущим малоподвижный образ жизни, страдающим избыточным весом, находящимся в пожилом возрасте и с низким уровнем физической подготовки.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

Ходьба будет иметь оздоровительные свойства только в том случае, если вы правильно подберете нагрузку. Оптимальная нагрузка для каждого человека индивидуальна, но в среднем она составляет 7-8 километров в день.

Типы ходьбы:
1. Ходьба прогулочным шагом. Ее скорость составляет менее километра за 30 минут.
2. Ходьба в среднем темпе: километр за 10 - 12 минут.
3. Скандинавская ходьба.
4. Энергетическая ходьба.
5. Спортивная ходьба: километр за 6 - 8 минут или 130 - 140 шагов в минуту.
6. Быстрая ходьба, ее скорость составляет более 8 километров в час. Таких результатов можно добиться только в результате регулярных тренировок.

К разновидностям ходьбы также можно отнести: ходьбу на месте, ходьбу вверх по ступенькам, на носках, на пятках, с напряжением мышц ягодиц, высоко поднимая колени, вперед спиной.

ТЕХНИКА ХОДЬБЫ

При ходьбе общий вес тела необходимо перемещать с наименьшими усилиями, для этого выпрямите спину и расслабьте плечи. При сгибании спины и напряжении плеч, уменьшается скорость, движения будут менее гармоничными.

Ноги должны быть ни сильно напряжены, ни чрезмерно расслаблены. Все суставы нижних конечностей должны активно участвовать в движении. Ставить ноги целесообразно ближе к линии, проведенной мысленно между сомкнутыми ступнями (еще лучше стопа за стопой). При каждом шаге стопы должны полностью изгибаться, начиная от пятки и заканчивая кончиками пальцев. Пальцы должны всегда быть направлены вперед.

Руки при ходьбе двигаются параллельно корпусу. Движение рук позволяет ускорить шаг и сделать ходьбу более свободной. При этом тренируются почти все мышцы. Кисти рук должны быть расслаблены. Плечи опустите, разверните и расслабьте. Чем выше темп ходьбы, тем сильнее должны быть согнуты локти.

Туловище при ходьбе прямое, голова держится прямо, низ живота подтянут. Грудная клетка развернута. Это позволит дышать более глубоко и эффективно. Центр тяжести тела быстро переносится на бугры пальцев стопы и внешнюю ее сторону. Движения ногами плавные, ритмичные, непрерывные, а шаг упругий, пружинистый.

ПРАВИЛА ХОДЬБЫ

Ходить необходимо регулярно, желательно каждый день или хотя бы 5 раз в неделю. Ходить нужно от 30 минут до одного часа, в зависимости от состояния вашего организма.

Обувь для ходьбы должна быть удобной. Такая обувь позволит уберечь ноги от травм и даст возможность много ходить, не чувствуя усталости. Для этой цели хорошо подходят кроссовки и кеды. Подойдут также разношенные ботинки, туфли со шнуровкой, закрытые, на низком или небольшом каблуке (3 - 4 см). Обязательны простые или шерстяные (не синтетические) носки, стелька, если обувь спортивная и даже супинатор, если вам его назначил ортопед. Следует также иметь в виду, что легкие тапочки, туфли – лодочки, туфли на высоком каблуке, туфли без пяток, а особенно без поперечного ремешка или шнуровки для ходьбы не годятся. Одежда должна быть свободной, удобной и соответствовать погодным условиям.

Первые несколько минут идите в медленном темпе, чтобы мышцы разогрелись. Затем сделайте упражнения на растяжку и гибкость и остальные 30 - 60 минут идите в энергичном для вас темпе. Интенсивность нагрузки в 20 лет не должна превышать 160 ударов пульса в минуту, в 30 лет – 150, в 40 – 140, в 50 – 130, а в 60 – 120. В более зрелом возрасте лучше повышать нагрузки за счет увеличения продолжительности ходьбы, а не ее интенсивности.

Во время ходьбы, лучше молчать, чтобы не сбить дыхание. Правильное дыхание является важным условием эффективности прогулок. Дышать надо ритмично через нос, согласуя дыхание с ритмом движения. Во время ходьбы вы должны ощущать небольшую одышку, но не задыхаться.

Перед началом ходьбы вне зависимости от погодных условий неплохо выпить стакан воды. Во время интенсивного движения в организме теряется довольно много влаги. После ходьбы тоже желательно выпить хотя бы один стакан воды.

В конце ходьбы, постепенно снижая темп, пройдите минут пять медленно. Это поможет сердцебиению успокоиться и предотвратит болезненность мышц.

ФИЗИОЛОГИЯ ХОДЬБЫ

Для облегчения движения крови против сил земного притяжения, то есть от концов пальцев рук и ног вверх, в нашем организме есть система клапанов. Эти клапаны позволяют пропускать кровь только в одном направлении - вверх, к сердцу. Их 22 на венах ног и 17 на руках. Они расположены через промежутки примерно около 4 сантиметров. При каждом сокращении мышц ног или рук, возникающем при ходьбе, вены сжимаются и кровь проталкивается вверх. При расслаблении клапаны закрываются и не дают крови течь вниз. При интенсивной ходьбе кровь активно движется по сосудам, вымывает все яды, обогащает внутренние органы кислородом.

Ходьба играет громадную роль в массаже межпозвоночных дисков, связок и всей соединительной ткани. Никакой массаж не оздоравливает так межпозвоночные диски, как бег и ходьба. Ритмические сжатие и расслабление позволяют обильно питать хрящевую ткань и сухожильные связки позвоночника.

При ходьбе происходит взбалтывание пищи в желудке и кишечнике, а также желчи в желчном пузыре, не давая ей сгущаться и выпадать в осадок. Ритмическое надавливание пищевых масс на стенки кишечника рефлекторно возбуждает их и вызывает сокращение, в результате которого продвижение пищи по кишечнику идет нормально.

Оздоровительная ходьба

Оздоровительная ходьба является самым доступным видом физической нагрузки. Разработаны индивидуальные рекомендации оздоровительной ходьбы в зависимости от возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Существуют следующие варианты оздоровительной ходьбы:
1. Медленная, от 60 до 70 шагов в минуту или 2,5 - 3 км/час; рекомендуется в основном больным и людям ослабленным после перенесенной болезни.
2. Средняя, от 70 до 90 шагов в минуту или 3 - 4 км/час; рекомендуется слабым, не тренированным людям.
3. Быстрая, от 90 до 110 шагов в минуту или 4 - 5 км/час; рекомендуется всем здоровым людям.
4. Очень быстрая, от 110 до 130 шагов в минуту или 5 - 6 км/час; рекомендуется здоровым, тренированным людям, находящимся в хорошей физической форме.
5. К ходьбе в темпе свыше 130 шагов в минуту организм адаптируется с трудом.

Главное в оздоровительной ходьбе это постепенность и систематичность. Практически здоровые люди должны отдавать предпочтение темпу, а пожилые и ослабленные продолжительности. Контроль за состоянием организма осуществляют по частоте сердечных сокращений после ходьбы и времени ее восстановления до исходного уровня.

Оздоровительная ходьба укрепляет сердечную мышцу и улучшает кровообращение. Постоянные прогулки на свежем воздухе могут помочь предотвратить сердечный приступ, инсульт или закупорку сосудов. Оздоровительная ходьба в течение 1 часа в день (в быстром темпе) может снизить риск развития сахарного диабета 2 – ого типа на 34 %.

Оздоровительная ходьба ежедневно в течение 45 минут снижает риск развития рака молочной железы. В результате ходьбы регулируется уровень гормонов, все системы организма приходят в норму.

Оздоровительная ходьба около трех часов в неделю в быстром темпе поможет мужчинам снизить вероятность возникновения рака простаты почти на 50 %.

Оздоровительная ходьба снижает риск развития рака толстой кишки. Она ускоряется процесс пищеварения, в результате чего организм быстрее освобождается от отходов.

Оздоровительная ходьба 4 раза в неделю по 30 минут в день снижает риск развития глаукомы за счет снижения внутриглазного давления. Высокое внутриглазное давление приводит к повреждению зрительного нерва, что может способствовать развитию заболеванию.

Оздоровительная ходьба в хорошем устойчивом темпе в течение более 40 минут в день повышает настроение людей, страдающих от депрессии, а также уменьшает чувство беспомощности и изоляции. Это объясняется тем, что организм сам начинает вырабатывать эндорфины и, как следствие, настроение намного улучшается.

Оздоровительная ходьба это отличное упражнение для борьбы с бессонницей. Однако прямо перед сном не стоит долго и напряженно ходить, так как она повышает сердцебиение и разогревает мышцы. Для борьбы с бессонницей нужно гулять немного пораньше, а не перед тем как лечь спать.

Оздоровительная ходьба улучшает общее самочувствие и влияет на продолжительность жизни. Люди, занимающиеся ею, не просто дольше живут, но также намного повышается качество их жизни.

Ходьба для похудения

Быстрая ходьба как средство похудения завоевывает все больше сторонников. Но для того, чтобы худеть с ее помощью, вы должны проходить ежедневно до десяти тысяч шагов. Начинайте с малого. Чем выше темп ходьбы, тем больше сжигается калорий. Однако новичкам следует сначала «втянуться». Выберите для себя оптимальный темп и дистанцию, которая вам по силам.

Ходить с цель похудения нужно быстро. Вы должны проходить приблизительно один километр за 10 - 12 минут. Еще одно правило – вы должны идти в таком темпе, чтобы могли, например, говорить, но не могли бы петь во время ходьбы.

Для того, чтобы начать худеть, нужно ежедневно покрывать расстояние в 12 км. Следует учитывать, что чем больше вес тела, тем больше калорий расходуется. Человек весом 90 кг при быстрой ходьбе расходует около 500 калорий за 1 час, а при весе в 60 кг, за то же время уйдет около 300 калорий.

Одевайте самую тяжёлую обувь, берите с собой отягощение. Ходьба пешком с отягощением – прекрасный дополнительный стимулятор похудения. Жиросжигающая нагрузка возрастёт, причём на нижнюю половину туловища.

Ходьба вверх отличное средство для похудения. Можно ходить просто в гору или же подниматься по ступенькам.

Во время ходьбы задерживайте дыхание. Дышите по схеме вдох – задержка – выдох. Например, на три шага вдох, затем задержка на три шага и выдох тоже на три шага. По мере тренировки количество шагов на вдох, задержку и выдох можно увеличивать. Дыхание по этой схеме усиливает обмен веществ.

Скандинавская ходьба

Скандинавская ходьба представляет собой движение с двумя палками в руках (как у лыжника). Человек шагает, отталкиваясь двумя палками от земли. Руки двигаются в противофазе с ногами. Палки заставляют увеличивать длину шага и сильнее напрягать верхнюю половину тела.

Во время скандинавской ходьбы на руки идет достаточно большая нагрузка, поэтому вы задействуете 90% мышц тела, т. е. прорабатываете практически все мышцы тела одновременно, что позволяет сжигать гораздо больше калорий, чем при обычной ходьбе. Кроме того палки и ваши руки помогают поглощать от 20 до 30% ударов, которые обычно приходятся на колени и спину.

Скандинавская ходьба улучшает работу сердца, вентиляцию легких, укрепляет мышцы. Противопоказаний нет, кроме острых респираторных заболеваний. Во время движения с палками сжигается 400 килокалорий, а без них - всего 280.

Палки для скандинавской ходьбы делаются из стекловолокна с добавлением карбона. Карбон придает палкам поперечную жесткость, упругость и прочность. Специальной формы ручка и темляк (перчатка) позволяют правильно делать движение рукой, надежно фиксируя кисть руки для чего на нем есть большое количество регулировок. Карбон придает палкам упругость, это сделано для того чтобы палки гасили удары на руки и подталкивали ходока вперед. Все это делает ходьбу безопасной для суставов. Все палки в комплекте имеют специальный наконечник для грунта и резиновый для асфальта. Длина палки подбирается по формуле: ВАШ РОСТ х 0,68.

Энергетическая ходьба

Энергетическая ходьба с палками - это стройная система различных видов движений во время ходьбы, учитывающая нашу энергетическую природу и особенности здоровья каждого человека. Каждое движение выполняется с осознанием его цели. Планомерное чередование движений, инициирующих разнонаправленные потоки энергии, обеспечивает восстановление энергетического баланса всего организма, а значит и его здоровья.

Энергетическая ходьба с палками это отдельное направление спирального фитнеса плюс ходьба с палками с элементами спиральной гимнастики. Она включает применение в технике обычной ходьбы с палками специальных скручивающих движений. Эти движения несут в себе весьма сильное воздействие на энергетические потоки в теле человека.

Палки служат очень удобным снарядом, добавляющим усилия при скручивающих движениях и как следствие этого – способствующие более эффективному восстановлению спиральных энергосистем тела.

Спортивная ходьба

Суть спортивной ходьбы состоит в том, чтобы как можно быстрее двигаться, не переходя при этом на бег. Главное правило – одна из ступней должна постоянно находиться в контакте с землей. Скорость спортивной ходьбы в 2 - 2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной, так и частотой шага.

Особенность спортивной ходьбы заключается в том, что опорная нога остается выпрямленной, начиная с момента, когда она касается земли впереди вас, и до момента, когда вы переносите тело через эту точку. Спортсмены совершают сильные размахивающие движения руками, а также ритмично, в своеобразной манере, покачивают туловищем и тазом.

От бега спортивная ходьба отличается техникой: отсутствует фаза «полета», т. е. одна или обе ноги спортсмена всегда должны иметь контакт с поверхностью, ноги не нужно поднимать слишком высоко над поверхностью дорожки, стараться выполнять перекатывающиеся движения ступнями с пятки на носок. Шаги должны быть широкими, а руки обязательно согнутыми в локтях.

Спортивной ходьбой может заниматься любой человек, не лишившийся способности передвигаться. Перед началом тренировок обязательно проконсультируйтесь с врачом. Относительным противопоказанием к занятиям является плоскостопие. При этой патологии вес тела во время ходьбы распределяется неправильно, что может привести к появлению болей в ступне.

Специалисты считают, что спортивная ходьба даже полезнее, чем бег, она действует общеукрепляюще на организм, при этом ходаки меньше устают. Особенно спортивная ходьба полезна для девушек, так как хорошо исправляет фигуру.

Бег, несмотря на кажущуюся простоту в плане техники своего выполнения, является одним из тех видов спорта, который насчитывает в себе одно из самых больших количеств дисциплин и разновидностей, начиная , и заканчивая кроссовым .

Более того, бег является неразделимой частью многих видов спорта, таких как баскетбол, акробатика и других дисциплин, где требуется , скорость и отточенная . О том к какому виду спорта относится бег, какие есть виды бега, дистанции , а также базовые нормативы, обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Бег, какие виды существуют и в чем их отличия?

Виды бега в легкой атлетике можно разделить на основные дисциплины и беговые виды спорта, такие как:

Спринт

Данная беговая дисциплина отличается преодолением от до , по ровной поверхности, с максимальным разгоном. Стоит иметь в виду, что требует огромных энергетических затрат , здоровой и дыхательной системы, что делает его актуальным лишь для соревнующихся спортсменов, и различных любителей активного образа жизни. Однако категорически не рекомендован людям, желающим и наработать выносливость, а также , в независимости от триместра беременности!

Бег с преодолением препятствий

Также располагает короткими беговыми дистанциями, как правило не превышающими 400-500 метров, с расположением , высота которых может варьироваться от 35 до 95 и более см, в зависимости от пола спортсменов, их мастерства, возраста, а также погодных условий. Бег с преодолением препятствий является травмоопасной дисциплиной , так как нередки случаи столкновения бегуна с препятствием, либо неудачным его преодолением, что ведет к падениям, которые усугубляются , приближенной к спринту!

Кроссовый бег

Довольно противоречивая беговая дисциплина, которая несмотря на всю свою зрелищность, не является олимпийским видом спорта. предполагает преодоление до 12 км, по труднопроходимой местности, такой как лесные тропинки, грунтовая дорога, и даже пустыни. Кроссовый бег требует преодоления дистанций на низких скоростях , с редкими для прохождения крутых подъемов и перепрыгиванию дорожных неровностей. Занятия кроссовым бегом показаны как новичкам, так и опытным спортсменам в период подготовки к выступлениям, так как при соблюдении всех правил безопасности, пробежки отлично тренируют выносливость, силу и дыхание, при этом фактически не нагружая за счет отсутствия жесткого .

Марафонский бег

Беговая дисциплина, требующая от спортсменов максимально возможной выносливости в следствии невероятно длинных трасс , продолжительность которых может доходить до 42 км. Для преодоления таких экстремально длинных дистанций, бегуны придерживаются низких скоростей, приближенных к . Марафонский бег довольно популярная дисциплина, заслужившая почет не только на олимпийских играх, но и в среде любителей-энтузиастов, а также на масштабных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни, где огромное число добровольцев преодолевают марафонские и в городских условиях, тем самым неся спортивную идеологию в широкие массы!

Бег на средние и длинные дистанции

Весьма распространенные разновидности бега, получившие особую популярность на уроках физкультуры в различных учебных заведениях, а также среди обычных любителей здорового образа жизни . Данная дисциплина предполагает прохождение трасс длинной от до , что является оптимальным вариантом как для людей, желающих сбросить , так и для опытных спортсменов, желающих поддерживать свое е.

Интервальный бег


Довольно своеобразная беговая разновидность, которая требует от спортсменов периодического изменения скоростного режима от медленно до быстрого, в условиях одного забега. Благодаря такой смене скоростей, эффективно улучшает не только выносливость, но и , однако в силу своей спецификации, подобный бег рекомендован лишь профессиональным спортсменам, умеющим контролировать дыхательный ритм. Новички и любители также могут постараться освоить интервальный бег, виды и разновидности которого не имеют принципиального значения, однако без должной подготовки дыхательной системы, они будут довольно быстро уставать, не реализуя при этом всей необходимой нагрузки на нижние конечности.

Виды спорта непосредственно связанные с бегом

Различные виды бега, является одной из тренировок большинства видов спорта, кроме наверное шахмат, пауэрлифтинга, сумо и бальных танцев.


Однако если в некоторых видах спортивных состязаний, тренировка по бегу несет лишь вспомогательную функцию по общему укреплению организма, в некоторых других видах спорта, бег является их неотъемлемой составляющей , к таким спортивным дисциплинам относятся такие категории как:

  • Прыжки с разбега в длину . Тут бег играет ключевую роль в достижении максимального результата, и спортсмены месяцами оттачивают технику с максимальным разгоном на короткий промежуток времени.
  • Прыжки с шестом . Невероятно зрелищный вид спорта, который также требует от спортсмена досконально владеть техникой бега, сохраняя при этом правильный дыхательный ритм для произведения мощного толчка с помощью шеста.
  • Прыжки через перекладину . Для осуществления правильного и безопасного прыжка, необходимо произвести выверенный разгон, где без отработанной техники бега простой не обойтись.
  • Различные эстафеты . являются одной из немногих командных дисциплин в легкой атлетике, где важен бег на дистанции в 5- . Кроме того, эстафеты являются неотъемлемой составляющей многих школьных соревнований на более короткие дистанции, где главным залогом победы является бег.
  • Футбол . Данный вид спорта также напрямую зависит от способности футболиста преодолевать длинные расстояния с сохранением при этом правильного дыхания. Стоит отметить, что именно для футболистов весьма актуальным является интервальный бег, который позволяет быстро ускорятся, замедлятся и при этом сохранять четкий самоконтроль относительно ситуации на поле, с наименьшими затратами физических сил.

Какой вид бега для вас лучше?


Утверждающего ответа на подобный вопрос не сыскать, так как каждая из беговых дисциплин подходит людям с определенными целями. Однако существуют категории людей, которым следует отдавать предпочтение лишь одной из вышеописанных разновидностей бега, что полезно для таких групп населения как:

  • Люди, желающие поддерживать тело в тонусе, а также ставящие перед собой . Данной категории спортсменов следует отдавать предпочтение пробежкам на в умеренном темпе.
  • , желающие увеличить общую выносливость в целом и укрепить дыхательную систему в частности. Таким людям необходимо делать акцент на марафонский бег, с плавным увеличением преодолеваемых расстояний.
  • Новички желающие комплексно увеличить как выносливость так и силу ног, с легкостью могут освоить технику кроссового бега, которая к тому же является наименее травмоопасной в плане износа коленных суставов. Также таким людям подойдут любые другие разновидности, физкультура в легком режиме и прочие общеукрепляющие мероприятия.
  • Спортсменам играющим в футбол, хоккей, баскетбол, необходимо делать акцент на интервальном беге.

Елена Карагаева
Основные виды ходьбы и бега

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук: Свободное.

Имитация движений: Для малышей «Гуляют наши ножки».

2. На носках Техника выполнения: Шаги короткие, нога ставится на переднюю, часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности.

Положение рук: Свободное. Имитация движений: «Великаны» (высокие люди).

3. На пятках Техника выполнения: Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: Согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений: «Пингвин»

4. С высоким подниманием колен Техника выполнения: Нога ставится на переднюю часть, а затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается «вперёд-вверх». Голень с бедром образует угол, носок оттянут вниз. Положение рук: В стороны, взмахи руками. Имитация движений: «Петушок» ИЛИ Положение рук: Руки вперёд, пальцы сжаты в кулак и перед коленом. Имитация движений: «Лошадки»

5. Широким шагом Техника выполнения: (в старших группах)Нога ставится перекатом. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Гулливер»

6. В приседе Техника выполнения: Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. Нога при этом ставится на всю стопу. При этом спину стараться держать прямо. Положение рук:На колени. Имитация движений: «Гуси»

7. В полуприсяде Техника выполнения: На полусогнутых ногах. Нога ставится на переднюю часть стопы. Выполняется на полусогнутых ногах. Спину при этом стараться держать ровно.

Положение рук: Согнуты в локтях,пальцы широко расставлены. Имитация движений «Утёнок»

8. С крёстным шагом Техника выполнения: Одна нога выносится вперёд. Ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперёд незначительное.

Ноги ставим на всю стопу. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Верёвочка»

9. Спиной вперёд Техника выполнения: Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или на всю стопу. Смотреть через плечо. Положение рук: За спиной. Имитация движений :«Рак»

10. Приставным шагом Техника выполнения: Шаг начинается с любой ноги. Одна нога при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом щаге. Положение рук: Различное положение рук (за спину, на пояс).Имитация движений: «Сороконожка»

11. Выпадами Техника выполнения: Выносимая вперёд нога ставится, согнутой в колене на всю стопу. Оставшаяся сзади нога стоит на носке. Толчок производится носком сзади стоящей ноги. Положение рук: На колено (Ногу поднимаем, руки переносим на другое колено). Имитация движений: «Силачи»

12. Спортивна Техника выполнения: Выполняется постановка ноги с носка более широким шагом. Стопа ставится на опору полностью. Положение рук: Махи руками «вперёд-назад» .Руки полусогнуты. Имитация движений: «Спортсмены»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕГА

1. Обычный Техника выполнения: Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Полусогнуты в локтях. Положение рук: При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Имитация движений: С животными «Олень» и т. д.

2. На носках Техника выполнения: Ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий. Темп быстрый. Положение рук: Движение рук свободное, расслабленны в такт с шагом. Имитация движений: «Мышка»

3. С высоким

подниманием колен Техника выполнения: Поднимаем согнутую в колене ногу под прямым углом. Ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук: Можно поставить на пояс. Имитация движений: «Лошадки»

4. С отведением назад

согнутой в колене ноги Техника выполнения: Туловище наклонено вперёд. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться достать пяткой до ягодиц или подставляя руки до рук).Положение рук: Либо на пояс,либо на пятой точке. Имитация движений: Объясняем здесь движения.

5. Бег прыжками Техника выполнения: Выполняется энергично. Широким размашистым движением. Положение рук: Толчок делается вперёд-назад.

Имитация движений: «Зайцы»,«Кузнечики»

6. В быстром темпе Техника выполнения: Выполняется на переднюю часть стопы или на носках. Шаг стремительный, широкий. Туловище наклонено вперёд по ходу движения. Положение рук: Активны, в такт с беговым шагом,согнуты в локтях.

Имитация движений: -

7. Медленный Техника выполнения: Выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять). Шаги делаются короткие. Нога ставится на переднюю часть стопы согнуты. Положение рук:Спокойные, руки согнуты в локтях. Имитация движений: -

8. Челночный Техника выполнения: Широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук: Естественные, помогающие движению. Имитация движений: -

Публикации по теме:

Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития.

Мандариновые бега мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» МАНДАРИНОВЫЕ БЕГА мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» Задачи: Осуществлять взаимосвязь по.

Иногда не нужно придумывать нового, достаточно вспомнить старую классику. Что может быть смешнее, чем бег в мешках? Бег в мешках - старинная.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Основные направления в коррекционной работе. артикуляционная гимнастика звуковая гимнастика (подражательная) дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика корригирующая гимнастика.

Почему именно художественная гимнастика?

Как отмечают многие исследователи, уровень двигательной активности школьников по мере взросления снижается. Особенно это касается девушек 10–11-х классов. Одной из причин такого положения дел является то, что программы физического воспитания в большей мере ориентированы на юношей: быть сильными, выносливыми, защитниками Отечества. Включение в программу уроков упражнений художественной гимнастики предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности и приведение содержания физического воспитания в соответствие с естественными потребностями школьниц.

В программе по физической культуре (Матвеев А.П., 2004–2005 гг.) имеются предложения по содержанию раздела художественной гимнастики для школьниц 10–11-х классов. Однако там дано лишь примерное содержание, которое требует уточнения и конкретизации. Кроме того, такое содержание разработано только для учениц старших классов. Мы же считаем, что использование упражнений художественной гимнастики целесообразно значительно раньше, начиная с 5-го класса.

Занятия проводятся в одном зале с мальчиками, которые в это время занимаются спортивной гимнастикой. Для ведения такого урока преподавателю следует иметь помощников. Ими назначаются наиболее одаренные в двигательном отношении ученицы.

Девочек следует приучать к домашним заданиям и ведению дневника по учету своей самостоятельной работы. Содержание домашних занятий составляется учителем для каждого класса и индивидуализируется в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся.

Музыкальное сопровождение

В зависимости от целей каждой части урока заранее подбирается и соответствующая по ритму музыка. Пользуясь на уроках магнитофоном, следует соблюдать некоторые правила. Перед записью музыки на пленку записывается команда преподавателя к исполнению того или иного упражнения. После объяснения упражнения и опробования его без музыки преподаватель предупреждает детей о выполнении задания под музыку. В конце музыкального отрывка должна быть также записана на пленку команда «Стой!». Во время выполнения упражнения преподаватель делает короткие замечания, иногда подсчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения.

Запись на магнитофон музыкальных отрывков для разучивания различных комбинаций, с предметами и без предметов, должна быть сделана в двух вариантах. Первый раз отрывок записывается по частям (по 4–8 тактов с интервалами 8–10 сек.). Паузы в записях дают возможность напомнить учащимся следующие после нее движения или повторить только что выполненные. Второй вариант – это запись музыкального отрывка целиком для исполнения всей комбинации.

В любом музыкальном произведении обычно чередуются звуки разной длительности. За единицу счета принимается какая-то определенная длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счету «раз», или «два», или «три» и т. д.

В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, т.е. звучат более громко и отчетливо. Для ведения правильного счета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ноги, в общеразвивающих упражнениях – фаза главного действия.

Для ходьбы и бега обычно подбирается музыкальный материал двух- и четырехдольного размера: марш, песня, полька и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех случаях, когда ходьба чередуется с подскоками.

Спортивный зал и оборудование

Местом проведения занятий может быть спортивный зал школы, асфальтированная площадка, спортивное поле. Часто используется специализированное оборудование: станок для хореографии, зеркала, гимнастическая стенка. В спортивном зале необходимы вспомогательные помещения для снарядов. На занятиях используются различные предметы.

Мяч. Размеры резиновых мячей, используемых в художественной гимнастике, различны. Для начальной школы целесообразно использовать мячи диаметром 8–12 см, в среднем звене – 15–20 см, в старшем звене – более 20 см.

Скакалка. Изготавливается из пеньковой веревки. Концы ее завязываются в узелки и обматываются изоляционной лентой. Длина веревки должна соответствовать росту занимающихся. Проверить длину скакалки можно так: встать на середину скакалки (ноги на ширине плеч) и потянуть ее кверху. Кисти должны касаться подмышечных впадин.

Лента. Длина ленты 3–4 м – для среднего звена (5–9-е классы), 3–5 м – для девушек 10–11-х классов. Наиболее удобны легкие палочки из бамбука сечением от 5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3–4 м требуется палочка длиной 40–50 см, для ленты длиной 5 м – палочка длиной 50–60 см. На конце палочки крепится рыболовный карабинчик, колечко и ниткой крепится к ленте. Используется атласная лента без синтетических волокон (синтетическая лента прилипает к полу и телу). Начало ленты должно быть сложено в два слоя. Один конец (длиной 1 м) загибается и прострачивается по краям. Ленту следует накрахмалить. При выполнении упражнений палочку свободно держать большим, указательным и средним пальцами так, чтобы конец упирался в ладонь у основания большого пальца.

Перечень основных средств, применяемых на уроках хореографии в гимнастике

    полуприседание – деми плие (demi plie);

    приседание – гран плие (grand plie);

    выставление ноги на носок – батманы тандю (battement tendu);

    махи на высоту 45° – батман тандю жэтэ (battement tendu jete);

    полуприседание с выставлением ноги на носок – батман тандю сутеню (battement tendu soutenu);

    приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке – батман фондю (battement fondu);

    нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pie);

    нога согнута, колено вывернуто, носок у колена опорной – пассэ (passe);

    резкое сгибание ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибание на 45° – батман фраппэ (battement frappe);

    круги ногой по полу – рои де жамб пар терр (rond de jambe par terre);

    круги голенью из положения нога в сторону на высоте 45° – рон де жамб ан лэр (rond de jambe en lair);

    медленно – адажио (adagio);

    подъем на полупальцы – релеве (releve);

    махи ногами на 90° и выше – гран батман жэтэ (grand battement jete);

    махи ногами вперед-назад – гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balanse)

    двойной – дубль (double);

    движение ногой вперед, в сторону, назад, в сторону – «крестом» вперед (en dehors);

    движение ногой назад, в сторону, вперед, в сторону – «крестом» назад (en dedans);

    поднимание ноги вперед, в сторону, назад – батман девлоппэ (battement developpe).

Упражнения без предметов

Разновидности ходьбы и бега

Использование ходьбы и бега на занятиях художественной гимнастикой способствует развитию силы мышц ног, формирует осанку. Применяются следующие виды ходьбы:

    на полупальцах, на пятках;

    в полуприседе, в приседе;

    острым шагом (с перекатом с носка на всю стопу);

    пружинным шагом (с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа);

    высоким шагом (высоко поднимая колени);

    выпадами;

    переменным шагом.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующее терминологическое определение. Например:

    пружинный бег;

    высокий бег;

    бег на носках с продвижением вперед;

    бег спиной с поворотами;

    бег боком со сменой ног скрестно.

Движения с расслаблением

Применяются для устранения излишней координационной и тонической напряженности мышц, воспитания навыка свободного, незакрепощенного движения.

Волны и взмахи

В волнах и взмахах проявляется способность занимающихся к слитности движений, переключению напряжении расслаблений мышечного аппарата:

    пружинное движение руками в сторону, вперед;

    волна руками;

    волна туловищем (сидя на коленях, руки за спину).

Равновесие

Под равновесием в художественной гимнастике понимаются по преимуществу разновидности стоек на ногах. Принято различать статическое и динамическое равновесие.

Статическое – равновесные позы на одной или обеих ногах без какого-либо движения тела в целом относительно опоры.

Динамическое – выполнение поворотов (вращений) в движении.

Повороты

Эти упражнения выполняются у опоры (лицом, боком), затем на середине зала. В структуре поворотов можно выделить четыре характерные фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза поворота, завершающая.

Повороты выполняются учениками на месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу. Более сложные повороты выполняются на одной ноге.

Прежде чем приступать к изучению различных поворотов, занимающимся следует овладеть стойкой на высоких полупальцах, сохраняя подтянутое положение ног и туловища. Повороты выполняются на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением. Положение рук, туловища и свободной от опоры ноги во время поворота бывает различным и изучается предварительно. Повороты выполняются вперед и назад. Поворот вперед, т. е. одноименный, выполняется на правой ноге направо. Поворот назад, т. е. разноименный, выполняется на правой ноге налево.

Виды поворотов:

1. Повороты переступанием выполняются на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваться вокруг своей оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги. Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например, полькой.

2. Скрестные повороты на 180° и 360°.

Поставив одну ногу скрестно вперед, надо подняться на носки, выполнить поворот на 180° или на 360°, затем опуститься на всю стопу, приняв и.п. Скрестные повороты можно выполнить с различными движениями рук: лицевыми кругами кверху и книзу. Для тренировки вестибулярного аппарата скрестные повороты полезно выполнять поточно.

Прыжки

Прыжки на уроках с элементами художественной гимнастики – эффективное средство развития силы, выносливости, координации движений. На схеме показаны основные виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для которых характерны малая высота и небольшая амплитуда движений.

Прыжки в гимнастике характеризуются разнообразием поз, принимаемых в фазе полета. Изучению прыжка всегда предшествует освоение соответствующей позы. Перед толчком в прыжке обычно выполняется полуприсед. Приземление перекатом с носков в мягкий полуприсед на всю стопу делает его бесшумным и мягким.

Виды прыжков:

1. Прыжок толчком с разведением двух ног в полете и с последующим приземлением на две ноги. Прыжок выполняется у опоры, затем на середине зала.

2. Прыжок толчком двух ног с приземлением в вертикальное равновесие на одной ноге.

3. Подбивной прыжок. Все формы подбивных прыжков требуют высокого вылета вверх, чтобы успеть в воздухе подбить толчковой ногой маховую.

4. Прыжок шагом. Выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад.

Упражнения с предметами

Упражнения с мячом

На занятиях по художественной гимнастике мы применяем мяч. Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округлость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнениях с мячом во избежание отскока исключается жесткий хват, поэтому все приемы мяча сопровождаются фазой амортизации. Основные упражнения с мячом рекомендуются в следующей последовательности:

1. Изучение правильного удерживания мяча двумя руками, одной рукой на тыльной стороной кисти, между кистями, скрестно.

2. Отбивание мяча о пол: перед собой, сбоку, меняя высоту отбивания.

3. Махи руками с удерживанием мяча на ладони; круги кистью вокруг мяча с ударом о пол; без удара о пол; без удара о пол; выкруты перед телом, над головой.

4. Броски и ловля мяча обеими руками с ударом о пол, без удара о пол.

5. Броски и ловля мяча одной рукой с ударом о пол, без удара о пол, броски по дуге над головой, перед телом, броски под плечо.

6. Перекаты по полу, по телу (по двум рукам, по одной), по спине, по руке – груди.

7. Выполнение перебросок, перекатов, передач в парах, тройках, четверках.

Упражнения со скакалкой

Упражнения способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакалка – мягкий предмет, что определяет специфику работы с ней. Наиболее характерными движениями со скакалкой являются прыжки через нее, махи и круги. Использование пеньковой веревки позволяет выполнять броски и ловлю, обкрутки, обводки.

Последовательность изучения упражнений со скакалкой:

1. Освоение правильных хватов одной, двумя руками.

2. Махи скакалкой вперед-назад перед телом, сбоку, с перескоком через нее; махи и круги во всех направлениях сложенной вдвое скакалкой хватом за концы одной рукой.

3. Прыжки через скакалку с вращением вперед-назад, со скрестным вращением, одинарные, с двойным подскоком.

4. Переводы скакалки, обмотки.

5. Броски скакалки с последующей ловлей за концы двумя руками.

Изучение упражнений без предмета и с предметами строится на принципах симметричного обучения правой и левой стороны. Необходимо помнить, что изучению упражнений с предметами предшествует освоение простейших движений без предметов. На следующем этапе, одновременно с изучением более сложных движений без предметов (прыжков, поворотов), осваиваются основные навыки владения предметами, а именно: хваты, махи, круги, вращения, ловля. В дальнейшем осваиваются отдельные элементы, соединения, комбинации, в которых движения с предметами сочетаются с элементами без предметов.

Упражнения с лентой

Выполняя различные рисунки лентой, не следует прерывать ее движение в воздухе. В комбинациях ленту рекомендуется передавать из одной руки в другую. Передавать палку надо быстро и слитно, без нарушения рисунка.

В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются. Трудность упражнений зависит не только от сложности рисунков лентой и их сочетаний, но и от длины ленты. Для учащихся 7–9-х классов длина ленты рекомендуется 3–4 м. Комбинации упражнений с лентой повторяются несколько раз подряд, являются средством выработки выносливости. Лентой выполняются махи и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски. Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. При выполнении кругов палочка с лентой должна быть продолжением руки. В зависимости от радиуса вращения круги могут быть большими, средними и малыми. Большие круги выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем, малые – кистью.

Дугой вперед мах лентой влево и вправо. Движение выполняется прямой рукой.

Круги – выполняются в боковой плоскости, горизонтальные круги под головой.

«Змейки» бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу определяет ее название. В вертикальной «змейке» зубцы обращены вверх. «Змейки» выполняются движением в лучезапястном суставе; локоть слегка согнут, хват палочки свободный. Горизонтальная «змейка» за головой выполняется с продвижением вперед на шаг, бег или танцевальным шагом.

Спирали бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Спираль лентой образуется круговым движением предплечья и кисти при согнутом локте. В вертикальной спирали витки лентой располагаются вертикально полу, палочка – горизонтально. В горизонтальной спирали, наоборот, палочка находится вертикально к полу, а витки ленты – горизонтальны.
Начинать обучение следует со спиралей по полу, добиваясь равной величины и частоты витков.
Вальс: и.п. – руки влево, лента в правой.
1–4 – четыре вальсовых шага вперед с левой, вертикальная спираль по полу слева в боковой плоскости, вращая ленту наружу.
5–7 – поворот переступанием на носках на 360° направо, вертикальная спираль по воздуху наружу.
8 – мах лентой назад-вправо, передавая ее в левую руку; и.п.

«Восьмерки» – бывают вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые. Большие выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем и кистью, малые – кистью. «Восьмерки» выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу. При выполнении горизонтальной «восьмерки» в боковой плоскости круги располагаются впереди и сзади относительно тела.

Хореографическое обеспечение уроков с элементами художественной гимнастики

Правильная постановка ног и рук, красивая осанка, изящество и выразительность исполнения упражнений достигаются с помощью классического экзерсиса. Без него невозможно представить современную методику художественной гимнастики.

Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах обучения. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных исходных положений, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на костно-связочный аппарат.

Позиции ног

1-я позиция: пятки вместе, носки в стороны (ступни развернуты под углом 180°), тяжесть тела равномерно распределена по всей стопе, живот и таз подтянуты, плечи слегка опущены.

2-я позиция: то же, что 1-я позиция, но между пятками расстояние, равное одной ступне.

3-я позиция: пятка передней ноги плотно прижата к середине ступни задней ноги, носки развернуты.

4-я позиция: ступни развернуты горизонтально, пятка передней ноги точно на уровне носка задней ноги, расстояние между ступнями равно одной ступне, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.

5-я позиция: то же, что 4-я позиция, но пальцы передней ноги плотно прилегают к пятке задней ноги, и наоборот.

Методические указания. В начальный период обучения разворот ног в тазобедренных суставах должен определяться индивидуальными возможностями. Движения перехода от одной позиции к другой должны выполняться точно, с необходимым мышечным напряжением. Давать упражнения в основном из 1-й, 2-й и 3-й позиций.

Позиции рук

Подготовительная: руки внизу, слегка скруглены (венцом), ладони развернуты к телу и вверх, концы пальцев «смотрят» друг на друга на расстоянии 10–15 см, плечи слегка развернуты.

1-я позиция: руки вперед (на уровне диафрагмы), локти скруглены, ладони обращены к туловищу.

2-я позиция : руки в стороны, несколько ниже линии плеч, округлены, ладони вперед-внутрь.

3-я позиция: руки вперед-вверх так, чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы, ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.

Методические указания. Добиваться мягкой округлой линии рук и минимального мышечного напряжения (движения рук осваиваются труднее, так как требуют тонкой координации); необходим постоянный самоконтроль за плавностью и выразительностью движений рук при смене позиций, следить за осанкой, движениями головы, направлением взгляда.

Урок

Урок с элементами хореографии

I. Подготовительная часть.

1. Разновидности ходьбы.
2. Разновидности бега.
3. Танцевальные шаги, комбинации.
4. Общеразвивающие упражнения.

II. Основная часть.

1. Деми плие, гран плие с различными движениями руками – в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.
2. Различные варианты батман тандю.
3. Различные варианты батман жэтэ.
4. Рон де жамб пар терр, различные варианты рон де жамб пар терр с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.
5. Гран плие.
6. Различные варианты батман фраппэ.
7. Различные варианты батман фондю.
8. Рон де жамб ан лэр.
9. Батман девлоппэ; сочетания батман девлоппэ с равновесиями, наклонами, поворотами, элементами акробатики (медленные перевороты).
10. Упражнения на растягивание.
11. Разновидности гран батман жэтэ. Различные сочетания гран батман жэтэ, батман жэтэ с равновесиями, выпадами, поворотами, наклонами, прыжками.
12. Адажио.
13. Прыжки.

III. Заключительная часть.

1. Упражнения для рук.
2. Волны, наклоны.
3. Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.
4. Различные танцевальные элементы и соединения.
5. Упражнения на расслабление.

Примеры упражнений с лентой (для учащихся 10–11-х классов)

1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке.

1 – шаг правой вперед, левую назад, круг лентой справа книзу-вперед в боковой плоскости.
2–4 – держать высокое равновесие, три круга лентой справа.
5–7 – наклоняясь вперед, перейти в горизонтальное равновесие, три малых горизонтальных «восьмерки» по полу.
8 – выпрямляясь, левую ногу к правой, мах лентой влево.

2. И.п. – правая рука с лентой влево.

1 – круг лентой справа в боковой плоскости книзу-назад, толчком левой прыжок через ленту вправо на правую ногу с последующим приставлением левой и махом ленты влево, ноги слегка сгибаются вперед.
2–4 – повторить движения такта 1, продвигаясь вправо.
5–6 – скрещиванием левой перед правой поворот на 360° направо, два горизонтальных круга лентой над головой вправо.
7 – передавая ленту в левую руку, мах ею влево по ходу движения ленты.
8 – руки в стороны. Прыжки через ленту выполняются в момент прохождения ее по полу.

3. Соединить упражнения №№ 1, 2 в одну комбинацию, выполняя правой и левой рукой.

Таблица 1

Зачетная комбинация с лентой

Такт

Счет

Описание движений

21–23

1-я часть

Шагом правой выпад вправо, левая в сторону на носок, вертикальная «змейка» лентой слева направо по воздуху (на уровне плеч).

Опускаясь на левое колено, перейти в сед на левое бедро, правую вытянуть в сторону, левая рука упором в пол слева, вертикальная «змейка» по полу справа налево в лицевой плоскости.

Подтянув правую ногу к левой, встать на колени, правая рука с лентой вверх с последующим кругом лентой в боковой плоскости справа-книзу.

Сесть на пятки, круг лентой в боковой плоскости слева.

Встать на колени, правая рука вверх за головой.

Шагом левой легкий бег вперед, горизонтальная «змейка» лентой за головой, закончить движение стойкой на носках, руки вправо, передать ленту в левую руку.

Шагом левой прыжок, правую согнуть вперед (голень параллельно опорной ноге), горизонтальный круг лентой над головой влево.

Повторить движение такта 9.

Поворот на 360° налево скрещением правой перед левой, вертикальная спираль лентой по воздуху справа, правая рука в сторону-назад, поворот головы направо.

Спружинив, встать на носки, мах лентой снизу вверх.

Опускаясь в полуприсед, горизонтальная «змейка» сверху вниз.

Бег спиной назад, вертикальная спираль по полу наружу с передачей ленты в правую руку, перестроение в две шеренги на левой и правой половине зала лицом к центру (в шахматном порядке).

2-я часть

Три прыжка шагом, три круга лентой справа в боковой плоскости книзу-вперед, левая рука в сторону (шеренги меняются местами, проходя мимо идущего навстречу партнера с правого бока).

Приставляя левую в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в левую руку.

Шагом левой назад, правая вперед на носок, наклон назад (плечи параллельно полу), три круга лентой слева в боковой плоскости кверху-назад (по ходу ленты).

Выпрямляясь, приставить левую к правой в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в правую руку.

С поворотом налево, лицом к основному направлению, приставной шаг левой влево, лицевой круг лентой влево-книзу.

Шаг левой влево, правая в сторону на носок, мах лентой влево (по ходу ленты). (Вторая шеренга выполняет движения тактов 25–26 с поворотом направо, круг лентой вправо).

Повторить движения тактов 25–26 в другую сторону.

С поворотом налево, правым плечом к основному направлению, шагом левой два прыжка со сменой ног сзади, два лицевых круга лентой книзу-влево. (Вторая шеренга выполняет такты 29–30 с поворотом направо, левым плечом к основному направлению, шагом правой прыжки со сменой ног назад, лицевые круги лентой книзу-вправо).

Приставляя левую, полуприсед, лицевой круг лентой влево.

Встать на носки, поймать свободный конец ленты левой рукой, прогнуться

Технология оценивания качества выполнения двигательных действий

Сдачу зачетных комбинаций на оценку можно проводить в форме соревнований. Это повышает интерес школьников к урокам физической культуры. Для проведения таких соревнований необходимо создать судейскую коллегию из самих учащихся. Большую помощь преподавателю могут оказать гимнастки, занимающиеся в ДЮСШ.

Целесообразно привлекать детей к выставлению оценок своим товарищам за выполнение различных упражнений. Выслушав мнение ребят, преподаватель называет свою оценку и объясняет недостатки и достоинства выполнения упражнения тем или иным учеником.

Преподаватель может определить в баллах «стоимость» различных элементов, входящих в разучиваемые учебные комбинации. Рекомендуется заранее и в процессе работы сообщить учащимся «стоимость» элемента и ошибки, за которые будет снижаться оценка.

Таким образом, учащиеся уже в процессе урока будут готовы к выполнению своих судейских обязанностей. Кроме того, зная предъявляемые к ним требования, они смогут сознательно добиваться устранения ошибок.

Оценивая выполнение упражнений по десятибалльной системе, ошибки следует классифицировать как мелкие, значительные и грубые.

Таблица 2

Прежде всего учащиеся должны разобраться, как оценивать выполнение упражнений без предмета, состоящих из наклонов, поворотов, равновесий и прыжков. В этих упражнениях надо обращать внимание на амплитуду движения при наклонах и махах, высоту вылета в прыжках, устойчивость в равновесиях. Если все упражнение выполнено легко и грациозно, то оценку повышают.

Невытянутые носки, расслабленные ноги, небольшие колебания туловища при выполнении различных равновесий, неточное выполнение поворота (недовернулась на 45°), недостаточно мягкое приземление после прыжков и т.п. считаются мелкими ошибками. Эти же недочеты в выполнении упражнений, выраженные в большей степени, например, угловатые движения, потеря равновесия, сопровождающаяся шагом в каком-либо направлении, подпрыгивание, касание руками пола, рассматриваются как значительные ошибки. Подскоки на опорной ноге во время поворота, опускание на пятку, неточное выполнение поворота (в пределах 90°), жесткое приземление, маленький вылет, сильно согнутые ноги в прыжках тоже считаются значительными ошибками.

К грубым ошибкам относятся: 1) опора руками о пол при выполнении различных равновесий; 2) вращение на всей стопе или неоднократные подскоки на опорной ноге во время поворота; 3) приземление на прямые ноги; 4) очень маленькая амплитуда движения ног в полете, сильно согнутые ноги при выполнении прыжков.

Ошибки в выполнении упражнения с лентой

К мелким ошибкам относятся:

1) волнистость ленты и прерывистость движения при выполнении махов и кругов;
2) неодинаковые по высоте зигзаги ленты при выполнении «змеек» и выпрямленный ее конец;
3) выполнение «змейки» не кистью, а всей рукой;
4) при выполнении спиралей: круги неодинакового размера, конец ленты не участвует в движении, спираль выполняется с помощью плеча;
5) при выполнении «восьмерок» обе ее части неодинаковы по величине.

К значительным ошибкам относятся:

1) при перемене направления движения лентой часть ее падает на пол;
2) запутывание лентой тела с потерей темпа до 4 счетов;
3) завязывание узла или петли;
4) потеря ленты с падением палочки на пол до 4 счетов;
5) большая часть ленты не участвует в движении «змейки» или спирали;
6) нет полной «восьмерки» (только одна половина).

К грубым ошибкам относятся:

1) потеря ленты с остановкой движения больше 4 счетов;
2) продолжительное запутывание ленты вокруг тела, рук или ног, влекущее за собой пропуск элемента.

Все упражнения с предметами сочетаются с элементами равновесий, наклонов, прыжков и поворотов. Снижение оценки за ошибки в выполнении последних определяется по правилам судейства упражнений без предметов.

Светлана МИХЕЕВА