Настольные игры для развития речи ребенка. Настольные игры для развития речи у детей

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Цель: развивать связную монологическую речь у детей.

1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
3. учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Понятие о родовой принадлежности, практическое употребление падежных окончаний единственного и множественного числа существительных, правильное употребление предлогов легко формировать через настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки», «Чего не стало?».

В игре участвуют несколько детей, уровень развития речи у всех разный. Речь детей с более высоким уровнем развития грамматического строя речи благотворно влияет на речь детей с выраженными речевыми недостатками.

Роль ведущего во время игры «лото» сначала выполняет педагог, а затем сами дети. Игры можно подобрать по лексическим темам, что служит уточнению, расширению и активизации словарного запаса.

Настольная игра «Лото»

Ведущий: Чья лиса?

Игрок: Моя лиса (И.п). Я закрываю лису (В.п) лисой (Т.п).

Ведущий: Чей бобер?

Игрок: Мой бобер (И.п). Я закрываю бобра (В.п) другим бобром (Т.п).

В безударной позиции:

Ведущий: Чей волк?

Игрок: Мой домик (И.п). Я закрываю волка (В.п) волк[ам] (Т.п).

Ведущий: Чья белка?

Игрок: Моя белка (И.п). Я закрываю белку (В.п) другой белк[ай] (Т.п).

Игру «Лото» можно проводить и по другим правилам. Здесь уже отрабатывается практическое употребление предлога «на» и только окончания Винительного падежа:

Ведущий: Чья лиса?

Игрок: Моя лиса. Я кладу лису на лису.

… волка на волка.

Настольная игра «Домино»

В игре «Домино» удобно отрабатывать падежные окончания Винительного и Дательного падежей.

Например: Я кладу лису к лисе. Я кладу домик к домику.

Здесь же отрабатывается практическое употребление предлога [к].

Настольная игра «Парочки»

В игре «Парочки» удобно отрабатывать практическое употребление Винительного падежа и окончаний множественного числа существительных.

Игрок: Я нашел жука и жука. У меня жуки. Парочка получилась.

Игрок: Я нашел козу и козу. У меня козы. Парочка получилась.

Настольная игра «Чего не стало?»

Окончание Родительного падежа существительных удобно отрабатывать в игре «Чего не стало?». В этой игре формируется понятие «ряд», необходимое для фонематического анализа.

Какая картинка первая? … последняя?

Покажи вторую картинку.

Например:

Кого не стало? Лисы.

Кого не стало? Кота.

Во всех этих настольных играх развивается фонематический слух. Даже если ребенок не удерживает слоговую структуру слова, этого не надо требовать, главное, чтобы он правильно произнес окончания:

  • белку белк[ай],
  • домик домик[ам],
  • лису лисой,
  • кладу собаку к собак[и], змею к зме[йэ],
  • нет дома (кота лисы белки).

Как видите, развитие фонематического слуха тесно связано с формированием грамматических обобщений.

Во время проведения настольных игр удобно автоматизировать правильное произношение звуков, их дифференциацию. Здесь подбирается материал, насыщенный отрабатываемыми звуками.

Соболева Наталья Владимировна,
логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт Петербург

Дидактические игры своими руками

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет "Дворик мельника"

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»


Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

«Рыболов»


Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама" (нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.

"Гвоздики и резиночки"


Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра "Веселые гномики".



Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

«Тактильные крышечки»


для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки" (например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я" (рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»



Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант. Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»


Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра "кофеткам", пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Игра для развития мелкой моторики"Коробочка с сюрпризом"

Настольные игры по развитию речи для дошкольников: современные увлекательные настольно — печатные игры и карточки для занятий с детьми в детском саду, детском центре и в семье.

Настольные игры по развитию речи для дошкольников

Настольные игры всегда и любимы детьми, и интересны им, и полезны. Существует множество настольных речевых игр — и различные «ходилки», и домино, и лото, и разные звуковые дорожки, кубики с условными значками. Это игры для развития словаря, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи ребенка, воображения и мышления, внимания и восприятия.

Современные настольные речевые игры для детей очень отличаются от своих предшественников и занимательной формой подачи материала, интерактивностью, многофункциональностью, качеством печати и картона. В них сочетаются и четко продуманное содержание игры, и удобный формат карточек, и качество печати. Карточки выполняются из специальной прочной бумаги, выдерживающей напор любопытных детских ручек и устойчивых к истиранию. Карточки плотные и одновременно легкие, не рвутся, не пачкаются, их удобно держать в руках, они имеют безопасную для ребенка форму без острых углов.

В этой статье я хочу представить Вам новинки — современные настольные речевые игры для дошкольников, разработанные специалистами — педагогами и выпущенные «Мерсибо» .

Раздел 1. Настольные игры для развития фонематического восприятия ребенка дошкольного возраста

Речевая игра 1. Звезда с неба

Возраст детей: «Звезда с неба» — это увлекательная игра по развитию речи детей от 4 лет и старше.

Чем полезна эта игра: Игра развивает фонематический слух детей, учит различать звуки с и з, помогает автоматизации правильного произношения данных звуков в словах, учит составлять предложения с заданными словами, развивает память, учит описывать картинки.

Где можно использовать данную игру: Игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, в детском центре, с воспитателями в детском саду, а также на занятиях дефектолога — логопеда.

Сколько детей может играть в игру: от одного до четырех детей одновременно.

В набор для игры входят: шнурочки (4 шнурка и 4 фиксатора) и карточки со звездами (32 картинки — звезды со словами со звуками С и З, выполненные из очень плотного качественного картона).

Как играть в игру: три варианта настольной игры «Звезда с неба»

Вариант 1.

  • Игроки определяют, кто из них будет ловить звезды со звуком с, а кто будет ловить звезды со звуком з.
  • Далее по очереди игроки берут звезду, переворачивают ее и называют картинку. Если картинка названа правильно, то игрок ее нанизывает на свой шнурочек. Он поймал звезду с неба!
  • Игра заканчивается, когда все звезды находятся у детей.

Вариант 2.

  • Ведущий берет звезду и не показывает детям своей картинки. Он описывает, что нарисовано на его картинке. Дети отгадывают. Если ребенок отгадал — он забирает эту звезду себе и нанизывает на свой шнурочек.
  • Кто больше собрал звезд (или чья команда больше угадала — собрала звезд) — тот и победил сегодня в игре.

Вариант 3.

  • Дети составляют предложение со словом, изображенным на картинке звезды. Если предложение ребенка принимается игроками, то он нанизывает звезду на шнурок. Если не принимается — то придумывает еще предложение или уточняет первое.
  • В конце игры игроки рассматривают звезды друг друга и вспоминают, кто какое предложение называл.

Речевая игра 2. Тарань или вобла

В этой игре мы пойдем с детьми на рыбалку и будем ловить рыбу. Но рыба у нас будет необычная. На обратной стороне рыб — карточек нарисованы картинки слов со звуками Р или Л.

В набор игры входят: 32 рыбки с картинками на звук Р или на звук Л, 4 шнурка и 4 фиксатора.

Сколько игроков могут играть в игру одновременно: от 1 до 4 детей.

Эта игра построена по тому же принципу, что и игра «Звезда с неба», но направлена на закрепление правильного произношения звуков Р и Л в словах и фразах. В ней развиваются и память, и внимание, и фонематический слух ребенка, и умение составлять предложения.

Варианты игры те же, что и в предыдущей настольной игре для детей:

Вариант 1. Дети ловят рыбку на свои шнурочки. Кто-то ловит «тарань» и другие картинки — рыбки со звуком Р, называет, что нарисовано на пойманной им рыбе. А кто-то ловит «воблу» и другие картинки со звуком Л. Игра заканчивается тогда, когда все рыбки пойманы. Какому рыбаку сегодня выпала удача на рыбалке? 🙂

Вариант 2. Ведущий игры (сначала это взрослый) вылавливает рыбку, но детям картинку не показывает. Он описывает ее, а дети отгадывают, что же за картинку принесла ему рыбка. Кто отгадал — то берет себе эту рыбку и нанизывает на свой шнурочек. Выигрывает тот рыбак, у кого больше «улов» в этой настольной игре.

Вариант 3. Игроки составляют предложения со словами. А в конце игры вспоминают, кто какое предложение придумал.

Раздел 2. Карточки по артикуляционной гимнастике с детьми дошкольного возраста

Комплект «Артикуляционная гимнастика в картинках и стишках» для занятий с детьми

В набор удобного размера (помещается на ладони взрослого) входят 27 качественно выполненных карточек.

Как напечатаны карточки:

  • На одной стороне карточки — картинка для ребенка (блинчик, повар и т.д.).

  • На другой стороне каждой карточки — название упражнения, его описание и стишок.

В комплект вошли 27 базовых логопедических артикуляционных упражнения: змейка, лопата, качели, индюк, заборчик, ветерок, барабанчик, улыбка, хомяк и другие.

Карточки могут использовать логопеды, воспитатели, гувернеры и няни, педагоги детских центров и родители.

Карточки выполнены на очень качественной плотной бумаге и выдержат много лет использования. Они не занимают много места и их удобно хранить или брать с собой.

Раздел 3. Логопедические игровые задания в картинках

3. 1. Тараторки на пригорке: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей

В комплект вошли 27 заданий в картинках для детей для автоматизации правильного произношения звук Р. Чтобы закрепить в речи ребенка правильное произношение звука необходимо многократное повторение слов и фраз с этим звуком. С интересными заданиями, которые заставляют ребенка не механически отвечать, а размышлять, сравнивать, выбирать, намного интереснее заниматься развитием речи!

Этот набор могут использовать логопеды, воспитатели детских садов, педагоги детских центров. Также с ним могут заниматься и родители по заданиям логопеда.

В комплект входят очень разные речевые задания для детей. Например:

  • произнести слова ласково, громко — тихо,
  • найти ошибку в предложении и ее исправить,
  • заменить первый звук в слове так. чтобы получилось новое слово,
  • повторить скороговорку и чистоговорку,
  • назвать, у кого из животных есть рога, что нужно повару для пиццы, назвать музыкальные инструменты,
  • сказать наоборот (антонимы),
  • назвать, что нарисовано и определить место звука Р в этих словах,
  • выполнить движение,
  • посчитать предметы на картинке.

3.2. Белки — балаболки: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей

Это комплект и той же серии, но посвященный словам со звуком Л. Он состоит из 27 карточек с разными заданиями со словами, в которых есть звук Л. Например:

  • назвать слова и определить, что здесь лишнее,
  • ответить на вопрос по картинке — «На кого лает лайка?» «Кого не встретишь в сказке Колобок?», «Кто на лавке, а кто под лавкой?»
  • произнести чистоговорку и скороговорку,
  • назвать половинки,
  • показать движения,
  • сказать по образцу
  • найти одинаковый слог в цепочке слов и многие другие задания.

Раздел 4. Логопедические наборы карточек для игр и занятий с дошкольниками

Данные карточки предназначены для использования педагогами для обследования и развития речи детей дошкольного возраста.

4. 1. Слушай, называй: набор карточек в картинках для обследования и развития фонематического слуха ребенка

В комплект вошли 27 карточек для обследования фонематического слуха, развития слухового внимания, анализа звукового состава слов, развития фонематического восприятия.

Примеры карточек: мышка — мишка, суп- зуб, лайка — лавка, дудка — будка, нож — нос, жук — сук, удочка — уточка и другие.

4. 2. Что сначала: составление рассказа по сериям сюжетных картинок

В комплект для развития связной речи детей вошли 27 картинок (9 серий картинок). Ребенок рассматривает картинки, раскладывает их в правильной последовательности и составляет рассказ.

Комплект может использоваться в обследовании речи детей, на индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, в игровых речевых упражнениях с сериями картинок.

4. 3. Бежит -лежит: набор картинок для активизации глагольного словаря ребенка

Это набор картинок для активизации глагольного словаря. Он предназначен для индивидуальных занятий логопеда — дефектолога с ребенком, имеющим нарушения слуха и речи различной степени. Также набор могут использовать и воспитатели детских садов, педагоги детских центров для индивидуальных занятий с детьми.

В набор входят 27 картинок. Это:

  • пары картинок: девочка поет — птичка поет, мама сидит- собака сидит, утка плавает- человек плавает, мальчик умывается — кошка умывается, кенгуру прыгает -девочка прыгает, мальчик играет- котенок играет, мальчик спит — кошка спит, мальчик бежит — гепард бежит.
  • картинки с действиями, характерными только для человек а: мама поливает цветы, девочка расчесывается, мама пылесосит, папа пишет и другие.

Где продаются эти настольные игры и карточки для развития речи детей «Мерсибо»?

Приобрести все эти настольные игры и карточки можно на сайте разработчиков игр — команды Мерсибо.

Еще настольные речевые игры для детей дошкольного возраста

Интересные и очень оригинальные и качественные настольные речевые игры выпускает и Центр образования и творческого развития «Ребус» (руководитель центра — Татьяна Барчан). В статье Вы найдете еще три настольных игры, разработанные Татьяной для развития речи детей дошкольного возраста: «Не только кошкин дом», «Где мышонок», «Где мой хвостик».

Как сделать настольные речевые игры для детей своими руками Вы узнаете из статей сайта «Родная тропинка»:

Наталья Чижикова
Настольная игра как средство развития речи дошкольников

Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры . В данной работе хочу рассмотреть как игра , в частности настольная влияет на развитие речи детей .

Игра , несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника . Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка , развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Актуальность

ФГОС ДОв основных принципах ДО указывает на необходимость поддержки детской инициативы и самостоятельности в специфических, для данного возраста видах деятельности.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра .

В целевых ориентирах Образовательного стандарта выдвигаются требования к речевому развитию на этапе завершения дошкольного образования .

Таким образом, считаю актуальным изучение и проектирование настольных игр для развития речи у детей дошкольного возраста .

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения . Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики , так как речь возникает и развивается в процессе общения .

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста ?

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования : «Настольная игра как средство развития речи дошкольников ».

В ходе работы была обозначена следующая логика исследования.

Цель : Изучение и проектирование настольных игр для развития речи дошкольников .

Задачи :

1. Изучить возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста .

2. Подобрать и спроектировать настольные игры для детей дошкольного возраста , направленных на развитие речи .

4. Сделать выводы.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития . Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять» , вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка» . Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи . В дошкольный период дети овладевают связной речью. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела» ; «Я стану большим сильным дядей» ). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали : разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие : сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен : быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления .

Какие бывают настольные игры ?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми , настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят : вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?» ). Большой выбор настольно -печатных игр по самой различной тематике : классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей , по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п.

В процессе обучения детей в классе Раннего Эстетического Развития я использовала следующие настольные игры :

Чуковский К. И.: Тематический словарь в картинках : ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК : Тараканище. Федорино горе

Книга состоит из двух частей : 1) для детей – картинки с героями сказки, игровое поле, персонажи для театрализации; 2) для воспитателей и родителей – методические рекомендации, вопросы и задания, текст сказки. Предлагаемая книга из серии «Любимые герои сказок» предоставит юным читателям возможность не только услышать сказку Корнея Ивановича Чуковского «Айболит» , проследить за ее сюжетом, рассматривая яркие, красочные иллюстрации, но и порассуждать, оценить, например, поступки героев, сопоставляя их переживания со своими личными в похожих ситуациях. В пособии представлены интересные вопросы и задания для этого, в том числе рекомендации и материал из плотной бумаги для подготовки к кукольному спектаклю и изготовлению персонажей, игровое поле. Погружаясь в книгу, ребенок будет одновременно и слушателем, и собеседником, и соавтором, и рассказчиком, и артистом. Но главное - книга сказок научит его чтению - вдумчивому, неторопливому, осмысленному. Адресована воспитателям, педагогам, родителям, гувернерам для чтения детям. Книги серии «Любимые герои сказок» помогут возродить преемственность одной из замечательных русских традиций - семейного чтения.

Сказки на магнитах "Волк и семеро козлят"

Игра "Сказки на магнитах" помогает ребенку развить мелкую моторику рук , логическое и пространственное мышление, творческие способности, а также запомнить сюжет сказки «Волк и семеро козлят» . Перемещая фигурки на магнитной подложке можно попросить ребенка рассказать сказку. Одновременно ребенку можно задать множество вопросов по сюжету сказки. Такие упражнения в легкой игровой форме развивают речь и словарный запас малыша.

Развивающее лото "Скороговорки"

Развивающее лото "Скороговорки" предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Это увлекательный и познавательный для ребенка процесс, в результате которого он приобретает навыки совместного творчества. Ведь играя в лото , ребенок попадает в волшебный мир, который он создал своими руками.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

Игра для детей 5-7 лет , при помощи которой, ребёнок повторит русские народные пословицы, научится подбирать части пословиц, объяснять их смысл. Игра направлена на развитие связной речи , обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения.

Игровые карты, направленные на развитие речи детей .

Цель : активизация словаря.

В ходе игры дети заполняют карты в соответствии с заданиями.

Игра «Занимательная пирамида»

Цель игры :

Настольная дидактическая игра по развитию речи предназначена для повторения, закрепления знаний в образовательной области «Речевое развитие » , для детей дошкольного возраста . Может использоваться на занятиях по развитию речи , в самостоятельной игровой деятельности.

Задача :

1. Подготовка к обучению грамоте

2. Формирование грамматического строя речи

3. Активизация словаря

Описание игры :

1 вариант игры : В игре принимают участие все желающие. На столе располагаются предметные картинки, а также пирамида на каждом ряду нужно выложить картинки, отвечая на вопросы :

2)что у него есть?

4)что умеет делать?

5)противоположность.

2 вариант игры : «Придумай слово длиннее»

Ребенок выбирает любую картинку и изменяет слово так чтобы получилось два, три, а может и четыре слога. Придуманные детьми слова тщательно проговариваются, делятся на слоги и выстраиваются в пирамиду.

Цель игры

Создание условий для развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством настольной игры «Приключения домовенка Кузи и его друзей» .

роли, взятые на себя играющими

Герои сказки

игровые действия

Варианты игры :1) работа с картами; 2) работа на игровом поле.

игровое употребление предметов Карточки, игровое поле.

реальные отношения между играющими – правила игры Соблюдение правил игры.

Сюжет сказки. Характеристика героев.

Когда заканчивается игра ?

Варианты, возможности безграничны. Карты-пространство можно менять.

Расширение словарного запаса по темам : город, лес…

Опыт составления монологического описания, рассказа по заданной схеме (алгоритму) .

Опыт коммуникации, взаимодействию.

Опыт творческой деятельности (словестной) .

Опыт педагога : Создание ситуации поддержки детской инициативы в игровой, коммуникативной деятельности.

Итак, в структуру игры как процесса входят :

а) роли, взятые на себя играющими ;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими ;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Предлагаю выбрать одно из произведений русской детской литературы и спроектировать игру, заполнив таблицу :

Произведение :

Цель игры

Создание условий для …. через….

роли, взятые на себя играющими

игровые действия

игровое употребле-ние предметов

реальные отношения между играющими – правила игры

Когда заканчивается игра ?

Результат игры ….знания …. опыт)

В результате работы было выявлено :

1. Развитие у детей интереса к настольным речевым играм .

2. Совершенствование активной речи ребёнка .

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи .

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает грамматический строй речи детей .

Игра развивает язык , а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка , коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Настольная игра развивает речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль настольных игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в настольные игры , я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы :

1. Горева Е. В. Дидактическая игра , как средство развития познавательного интереса у дошкольников . Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.

2. Гришвина А. В. Игры занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития . М.: Просвещение. 1988. 93с.

3. Гришвина А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития . М.: Просвещение, 1988. С. 4.

4. Горева Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников . Сборники конференций «Социосфера» . № 14. 2012, С. 202.