Кто такой банник. Банник в славянской мифологии — что вы знаете об этом? Женские аналоги Банника

Банник. Поверье 1.

Ба́нник - дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Народные представления

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие банника - обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.

Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха - лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой - у девушки будет богатый жених, если голой - бедный, а если мокрой - пьяница.

Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.

БАННИК вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: БАННИК душит их или сдирает кожу; БАННИК пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. БАННИК может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. БАННИК иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).

Из других функций БАННИКА следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой - будет жених богатый, если голой рукой - бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, БАННИК может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха . Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки ; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о БАННИКЕ (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомойили родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Часто мы в сердцах говорим своему собеседнику:"Да пошел ты в баню!", а ведь мы при этом сулим человеку большие проблемы! Вы спросите, почему? Да потому что в бане обитает банник - типичная русская домашняя нечисть! Да, да именно банник, а не банщик. Банщик он кто? Здоровенный детина, который топит баньку, хлещет вас веничком и капает эвкалиптом на камушки.

А банник не такой, по свидетельствам преждевременно поседевших очевидцев, это голый пузатенький старичок с огромной косматой бородой, заплесневелой от постоянной влажности. Блин, да это рахитичный братец Деда Мороза, не иначе!:) Впрочем банник особо не светится, а предпочитает прятаться, как и всякая другая нечисть.

Сам банник очень силен, может придушить, оглушить, обжечь кипятком, и дверь при этом припрет, что хоть топором руби, не откроешь. Только святой водицей надо побрызгать. тогда отворится. Вообще баня издревне считается местом гиблым, на местах заброшенных бань никогда не строят домов. Любой путник ночью никогда не войдет в баню для ночлега.

Чтобы не гневать банника следует соблюдать его порядки!
Первый из законов: париться не более чем в три смены, "четвертый пар" - для самого банника и его кентов, других нечистых.
Второй закон: париться только в положенное время: до семи часов вечера - летом, и до обеда - зимой. И вообще никогда не заходить в баню после захода солнца. Блин, да мы же все его законы нарушаем! Че теперь делать? Что делать-что делать! В первую очередь надо побеспокоиться о чистоте и вывести плесень в бане, если она там завелась. Это можно сделать только при помощи полной дезинфекции специальными средствами.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи! "

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами - Полевиками.

Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Миф

Согласно славянским поверьям, в доме жил домовой, в водоёмах - водяной и русалки, в лесах - леший, даже в полях жили свои духи. И постройки вокруг избы тоже населены чудесными обитателями. В бане жил банник, по-другому его называли ещё Анчуткой.

Говорили, что банник маленький, лохматый. Он любил зло пошутить над человеком.

Рассказывали, что как-то девушка поспорила, что проведёт ночь в бане одна и за это время сошьёт себе рубаху. Ближе к полуночи стали анчутки, дети банника, собираться вокруг девушки и прибивать подол рубахи к полу. Прибивают и шепчут, что не выпустят, не выпустят. Смотрит девушка, и в самом деле трудно выбраться. А банник может и до смерти защекотать, а то и утащить к себе. Сообразила девица, что делать: решила распустить рубаху, в которую была одета, а из ниток этих новую шить. Распускала и шила, а как всё распустила, так и вырвалась из бани голая с новой рубахой в руках.

Банник.Поверье 2.

Банный, Байник, Баинник, Баенник – дух бань, злобный старикашка, облаченный в одеяния из опавших с банных веников листьев. Довольно часто Банники женятся на Кикиморах, союз с которыми порождает Анчуток.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане./span>

Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого.

Особо Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся. Иногда Банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может даже подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник.

Впрочем, с Банником можно поладить. Знающие люди всегда оставляют ему хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани. Но уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."

Есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица.

Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о Баннике. Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Банник. Поверье 3.

На Руси было целых два банных духа: Банник и Банница, Банная Обдериха. Вопреки бытующему мнению в Рос­сии мылись всегда. Более того, баня считалась символическим, серьезным местом в русской усадьбе, местом пе­рехода из одного мира в другой. Обус­ловлено это было наличием в бане воды - особой сакральной силы. В бане могли и роды принять, и покойника об­мыть - вот вам и переход. Считалось, что границу эту охраняют солидные по­граничники, поэтому относились к ним с большим почтением. Есть целая схе­ма, как надо париться. Во хмелю в баню не ходи, по полкам не прыгай и не ори - накажут. Прояви уважение, как-никак в гости пришел. Может, ты и сам баню по­строил, но хозяева здесь - они. В об­щем, чего ни коснись - уйма знаковых мелочей, о которых мало кто помнит.

Банник в русских поверьях - это дух, живущий в бане. Его представляли в виде крошечного, но очень сильного лохматого старичка с длинной бородой, покрытой плесенью, одна рука у него мохнатая, а вторая - без волос.

Воздействию Банника предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, считалось, что всё это проказы Банника. Любимое развлечение Банника - ошпаривать моющихся кипятком и «стрелять» камнями в печи-каменке, раскалывая их. Ещё он любит пугать парящихся стуком в стенку. Однако серьёзно вредить людям (обдирать кожу или даже запаривать до смерти) Банник начинает лишь тогда, когда люди злостно нарушают традиционные банные запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.

У Банника есть и свои «обязанности» - он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой - тогда бедный.

Добиваются доброго расположения Банника общеизвестным способом: оставляют ему в бане кусочек ржаного хлеба, густо посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, «дарят» Баннику черную курицу. Выстроив новую баню, черную курицу, не ощипывая у нее перьев, душат (но не режут), затем закапывают её для Банника под порогом.

Банный дух мог выступать и в женском обличье - Баннихи, Баенной матушки, Обдерихи. Обдериха выглядит как лохматая страшная старуха, иногда совсем голая. Людям она может показываться в виде обыкновенной гулящей кошки. Поверья о ней сходны с представлениями о Баннике, только Банниха, или Обдериха, не принимает участия в гаданиях.

Банник, он же баенник, байнушко, лазник - персонаж славянской мифологии, относящийся к низшим духам.

Как ясно из названия, банник обитал в бане. По народным поверьям, банник живёт за печкой-каменкой или под полоком.

Существуют разные представления о его внешности:

  • В одних случаях банник является невидимым духом;
  • В других его представляют в виде голого старика с длинными волосами, покрытого грязью и листьями от банного веника;
  • Также банника представляют в виде какого-либо животного - кошки, собаки, зайца.

Злой дух

Банник в народных представлениях заметно отличается от своего собрата - домового. Это достаточно жестокий дух, которого обвиняют во всех несчастьях в бане: банник обдаёт купающихся кипятком, кидает в них раскалёнными камнями из печи, стучит в стены, пугая посетителей бани. Он может обдирать кожу и даже запаривать до смерти.

Рассказывали, что банник может вначале усыпить свою жертву, а потом толстыми губами прикладывается ко рту и закачивает в лёгкие горячий воздух, таким образом жертва «выжигалась» изнутри. Однако все эти проделки он производит лишь над теми, кто нарушает определённые запреты и неписаные правила. Например - моется в неподходящее время.


Банник фото

Банного духа можно задобрить, проще всего для этого оставить ему кусок ржаного хлеба, обильно посыпанного солью. А чтобы банник не вредил совсем, нужно взять чёрную курицу, задушить её и, не ощипывая, закопать под входом в баню, желательно это сделать накануне Чистого четверга.

Женские аналоги Банника

У банника были и женские «ипостаси». Обычно такой персонаж именовался баннихой или байницей. Представлялась она в виде страшной голой старухи. Также живёт под полоком и иногда имеет обличье кошки. Банниху называли и обдерихой - видимо, за её способность обдирать кожу парящимся в бане.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Так её называли из-за привычки укладывать волосы «шишом» на голове. Однако часто Шишига встречала человека в обличье его знакомого или знакомой, предлагала попариться в баньке и запаривала там его до смерти. Так она расправлялась с теми, кто шёл в баню с плохими намерениями и забывал перед этим помолиться.

Святочные гадания

Участвовал банник и в гаданиях на святки, причём достаточно фривольных. В полночь девушки становились у входа в баню и задирали юбки, обнажая ягодицы.. Если банник потрогает за попу рукой волосатой, то у девушки будет муж богатый, если рука будет голая - бедный, а если мокрая - пьяница.

Чего больше всего боится банник

Считалось, что нечистая сила страшится железных предметов. Баннику это тоже свойственно.

Банная мистика

Подобные мистические представления, связанные с банями, отражают коллективные знания о пользе банных процедур, а также элементарные представления о гигиене. Однако принятие бани в древности понималось не столько с практической стороны, сколько с религиозно-магической. «Неправильное» посещение бани (поход туда в одиночку, после полуночи, слишком частое мытьё и др.) считалось грехом и могло навлечь на человека гнев обитающих в бане духов.

А вот «правильное» посещение бани, по народным поверьям, могло не только смыть грязь, но и избавить человека от всех грехов и душевных болезней. Недаром говорили: «В бане помылся - как заново родился». В банях проводили магические обряды ведьмы и колдуны, принимались роды, там же жили роженицы вместе с новорождёнными. Любопытно, что «запарить» до смерти мог не только мифический банник: так в действительности поступали язычники - с теми, кого намеревались принести в жертву богам.

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», - говорят до сих пор. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище - место, где баня стояла, - почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Если хочется увидеть нежить в бане, надо зайти туда ночью и, заступив одной ногою за порог, скинуть с шеи крест и положить его под пятку.


Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел. Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь - если повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, - будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет.

Вообще в бане надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя.

Если не соблюдать этих правил или появиться в бане не вовремя, баенник накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.

Он не любит родильниц, которых в старину выводили в баню; но их там нельзя покидать одних. Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и, заслышав хрип и храп, вой за каменкой или хохот и свист, им надо как можно скорее бежать прочь. Если баба в бане станет браниться и посылать своих детей к черту, баенник может содрать с нее кожу с головы до ног.

Чтобы он не проказил, не вредил в новой бане, в прежние времена приносили в дар черную курицу. Такую курицу, не ощипывая перьев, душили (а не резали) и закапывали под порогом.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу - веник: баенники любят внимание и заботу!

На ночлег банный пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!» Такого прохожего банник охраняет от всякой нечистой силы. Когда леший хотел однажды затаскать человека в бане, банник не позволил:

«Нет, нельзя, он у меня просился!»

У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить!» - и так трижды. В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе баенник рассердится и напугает.

Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.

Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.

Способности

Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники – обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.

Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

Как бороться?

Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь : «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа, поэтому если банник не дает выйти из бани, его следует ударить железным прутом и тут же бежать прочь.

Банный, лазьник (белорус.), в восточнославянской мифологии дух бани, опасный для моющихся: может испугать, бросая камни с печи, содрать с них живьём кожу. Б., который приходит мыться в баню после того, как в ней вымылись три человеческие пары,… … Энциклопедия мифологии

1. БАННИК, а; м. Воен. Щётка цилиндрической формы на длинной составной палке для чистки и смазки канала орудийного ствола. 2. БАННИК, а; м. В народных поверьях: дух, обитающий в бане. ● Постоянный признак Банника косматость. Мог представляться в… … Энциклопедический словарь

- (Sponge) цилиндрическая щетка на длинном древке, служащая для чистки (банения) каналов орудий и труб торпедных аппаратов. Б. меньшего размера служит для смачивания каморы орудия (не имеющего воздушного продувания) водою после выстрела. Самойлов К … Морской словарь

Дух, щетка Словарь русских синонимов. банник сущ., кол во синонимов: 3 вымышленное существо (334) … Словарь синонимов

Дух бани в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья … Большой Энциклопедический словарь

БАННИК, банника, муж. (воен.). Цилиндрическая щетка на длинной палке для прочистки орудийного ствола. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

банник - I а; м.; воен. Щётка цилиндрической формы на длинной составной палке для чистки и смазки канала орудийного ствола. II а; м. В народных поверьях: дух, обитающий в бане. Постоянный признак Банника косматость. Мог представляться в образах старика,… … Словарь многих выражений

Банник - артиллерийская принадлежность, цилиндрическая щётка на длинном древке для чистки (банения) и смазки канала ствола артиллерийского орудия и для разряжания орудия (банник разрядник). Применяется также гидробанннк, позволяющий механизировать… … Словарь военных терминов

банник - pabūklo grūstuvas statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Priemonė vamzdžiui valyti, tepti ir sviediniui išimti. Pabūklo grūstuvą sudaro ilgas medinis kotas (sujungiamas iš kelių dalių) ir cilindrinis šepetys, t. p. specialus medinis prisriegiamas… … Artilerijos terminų žodynas

Деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Б. служит для отчистки канала орудия от порохового нагара, а также для тушения тлеющих частей картуза, остающихся в орудии невыброшенными и могущих при следующем заряжении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Теневой меч , Хейли Гай. По прибытии в зону боевых действий на Гератомро заслуженный лейтенант Банник с экипажем`Чести Кортейна` прикрепляются в качестве сил поддержки к роте танков типа`Теневой меч` - охотникам на…
  • Теневой меч , Хейли Гай. По прибытии в зону боевых действий на Гератомро заслуженный лейтенант Банник с экипажем "Чести Кортейна" прикрепляются в качестве сил поддержки к роте танков типа" Теневой меч"-охотникам на…