Артикуляционная гимнастика на сентябрь ранний возраст. Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях дома ребенка



Написание этой статьи вызвано многочисленными просьбами и вопросами, с которыми родители обращаются ко мне. Очень часто задают вопросы: «Как заставить малыша говорить?», «Как помочь речевому развитию годовалого ребенка?», обращаются с просьбой: «Помогите разговорить малыша»

Пока ваш малыш совсем маленький, вы общаетесь с ним на уровне гуления, лепета, кряхтения «агу», «угу», гу-гу», «ма» и т.п. И в первые дни и месяцы все совершенно чудесно и замечательно. Малыш все это охотно повторяет. Естественно, что новоиспеченные родители в восторге - их чадо начало говорить. Но хочу вас разочаровать, все эти звуки, лепетные слова - не что иное, как подражание взрослому (формирование начатков отражательной формы речи). Для малыша совсем нетрудно произнести губные звуки «п», «м», «б», заднеязычные «г», «к», «х», гласные.

Видя артикуляцию родителей и слыша простые звуки и звкусочетания, он легко их воспроизводит самостоятельно. А вот для того, чтобы дело сдвинулось дальше, необходимо осознанное восприятие языковых единиц.


Слово - это языковая единица. И малыш учится пользоваться этими языковыми единицами для обозначения предметов и явлений. Сначала он усваивает название предмета, затем - обозначение его действия, признаков. Только потом - введение в речь все более сложных слов и словосочетаний. Построение сначала простых, а затем сложных предложений. И, наконец, умение сочинять истории, пересказы по картинкам, чтение и воспроизведение литературных произведений, описания.

Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.

Что же это такое, потребность в речевом общении?

Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности.

Как воспитывать?

1. Пытаясь объяснить с помощью слов и жестов.
2. Показывать на собственном примере.
3. Всегда пробовать вызвать ответную реакцию ребеночка.
4. Давать ему возможность высказаться.
5. Терпеливо ждать употребления этой самой «языковой единицы».
6. Помогать учиться пользоваться речевым аппаратом для общения.

Развиваем речь малыша

Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.

Развитие речевого общения в 2-4 месяца

Когда малышу исполнится 2 месяца, можно начинать занятия по стимуляции его голосовых реакций и речевой активности. Занятия проводятся по 1-1,5 минуте 3-5 раз в день.

Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.

Если ребенок мало или совсем не гулит, то надо вызвать у него гуление. Его вызывают ласковым голосом или пением. Сначала дайте ребенку возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса.

Научить его вслед за вами произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание. Поэтому важно, чтобы во время «занятия-общения» малыш смотрел на ваше лицо. Медленно произносите звуковые сочетания а, агы, гу и т.д., широко открывая рот, чтобы ребенок видел артикуляцию. Если же все-таки малыш до 3-4 месяцев не повторяет эти движения, то можно ему помочь пассивно выработать подражательную реакцию. Легко поглаживая губы крохи, в определенном ритме в момент произнесения вами звука открывайте рот ребенка. Этот прием надо повторять в течение дня 4-6 раз.

В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого.

На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша по имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая малыша тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.

Развитие речевого общения в 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев как можно чаще используйте игры–подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания, эмоционального общения с малышом и поддерживают развитие лепета. Это совместные «разговоры», в которых вы активно и отчетливо произносите повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Следите, чтобы ребенок видел ваше лицо во время такого «разговора», общайтесь очень эмоционально, слушайте «высказывания» малыша, кивайте и давайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь определить «любимый» звук ребенка, который он чаще всего повторяет, и активно используйте его в «диалогах». Когда ребенок начнет повторять звук за вами, постепенно вводите в «разговоры» и новые звуки (сначала гласные).

При уходе за ребенком не забывайте постоянно «оречевлять» все происходящее, называйте части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т.д.

Говорите о себе в третьем лице, когда ухаживаете за малышом и общаетесь с ним: «Сейчас мама даст сок», «Мама оденет», чтобы ребенок связывал образ матери со словом «мама».

Очень полезно при общении с малышом использовать различную интонацию. При общении и «разговорах» с малышом поизносите слоги, которые он использует в лепете, с различными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, спокойно и т.д.

К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т.п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.

Чтобы поддержать лепет малыша, подхватите произнесенные им звуки, и ребенок будет вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.

Развитие речевого общения в 6-12 месяцев

С 6-7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривайте: «Дай ручки, маленький» и маните его к себе.

Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того, чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?», и он отыскивает глазами маму, тянется к ней. «А где папа?» (бабушка, дедушка) - он отыскивает глазами отца.

Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождайте, словом свои действия: «Сейчас (имя ребенка) наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берете его за руку, чтобы малыш знал, где у него рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем носок. Где ножка?»

Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.

Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т.е. понимания речи.

Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.

Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

Устное народное творчество - верный помощник речевого развития

Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».

Для усвоения с детства мелодики и грамматики языка подойдут стихотворные тексты, взятые из устного народного творчества.

Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Взрослый сажает малыша к себе на колени, берет его ручки в свои руки и говорит с улыбкой:

    – Ладушки, ладушки!
    – Где были?
    – У бабушки.
    – Что ели?
    – Кашку.
    – Что пили?
    – Бражку.
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Домой полетели,
    На головку сели.
    Ладушки запели.
Произнося эту потешку, взрослый хлопает ручками ребенка в ритм стихотворения. При словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Он доволен, улыбается. «А ну-ка, еще раз!» - говорит взрослый, повторяя слова, с тем, чтобы ребенок понял, что определенные слова обозначают определенные действия. Малыш вскоре начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки.

Или, поднимая ручки ребенка вверх, сказать: «Вот какой (имя ребенка) большой!». Повторить это движение несколько раз, сопровождая словами, а затем предложить: «Покажи, какой ты большой». Тот тянет руки вверх. При этом надо похвалить его: «Вот какой (имя ребенка) у нас большой! Молодец!».

Скажем, во время умывания: «Сейчас (имя ребенка) откроет кран. Видишь, вода льется? А теперь возьмем мыло. Намылим руки и водой польем. Вот какие чистые! Помоем лицо, вытрем полотенцем».

Когда слово сочетается с действием, ребенку оно особенно понятно.

Если ребенок боится воды или не любит умываться, постарайтесь сделать эту процедуру приятной для него, вспомните вслух народную потешку:

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели.
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
Во время купания в ванной, обливая малыша водой, приговаривайте «С гуся - вода, с младенца – худоба».

Пестушки

Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку и, наконец, проведения с ним вместе какого-то времени! Вместе с использованием пестушек, я рекомендую родителям чаще петь своему малышу.

1. Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается.

    а) Потягуси, потягуси,
    Пролетали низко гуси,
    Потягуси, потягушечки,
    Перья мягкие в подушечке,
    Эти перья-потягушеньки
    Подарили гуси Мишеньке.
Имя в конце можно варьировать в зависимости от того, как зовут ребенка.

Вариация «потягушеньки» может быть изменена для улучшения рифмовки с детским именем. Например: потягунечки - Ирунечке, Колюнечке, Зинулечке и т.п.; потягошеньки – Антошеньке, Алешеньке и т.п.

    б) Потягушки, потянись,
    Поскорей, скорей проснись!

    В) Тянись, тянись, маленький,
    Тянись, тянись, хорошенький,
    Вырастешь большой!

    Г) Тянись, тянись, детка,
    Стань большим и красивым!

    Д) Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Деткам спать не даешь?

    Е) Петя, Петя, Петушок,
    Золотой гребешок,
    Что ты рано встаешь,
    Оле спать не даешь?

Здесь также возможна замена имени на имя вашего ребенка.

2. Во время умывания или мытья рук перед едой (а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).

    а) Ладушки, ладушки,
    С мылом моем лапушки.
    Чистые ладошки,
    Вот вам хлеб и ложки!
3. Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша.
    а) Топ, топ, топ, топ,
    Ходи-ходи ножкой
    Твердо по дорожке!

    Б) Уходи с дороги, кот,
    Наша Танечка идет.
    Топ-топ, топ-топ
    Наша Танечка идет,
    Ни за что не упадет.
    Топ-топ, топ-топ,
    Вот какая Танечка!

    В) Наша Катя маленькая,
    Катенька удаленька
    Пройди, Катя, по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой!

4. Малыш заплакал. Вы всеми силами стараетесь успокоить его. Но ничего не помогает. Попробуйте пестушку – верное народное средство!
    а) Ты, Катюшечка, не плачь,
    Я куплю тебе калач,
    На шею повешу,
    А потом утешу.

    Б) У нас Саша сын один,
    Мы в обиду не дадим.
    Пиджак сошьем
    И гулять пошлем.

5. Сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!
    а) Наша Катя маленькая,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Катя чернобровая.

    Б) У нас Олеженька один,
    Никому не отдадим.
    Мы пальто ему сошьем,
    Погулять его пошлем!

    В) Валя вырастет большая,
    Будет в золоте ходить.
    Всех мамок и нянек
    Подарками дарить.

В 7 -9 месяцев научите малыша воспринимать звуки разных тембров: например, одну и ту же простую легко запоминающуюся мелодию дайте ему послушать в исполнении разных музыкальных инструментов (металлофон, дудочка, пианино, напойте ее), потанцуйте или подвигайтесь вместе под эту музыку.

Звукоподражательные комплексы, которые появляются у ребенка, включайте в стихотворные тексты, используйте для этого игрушки. Говорите в присутствие ребенка за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими, произносите междометья, которые помогают отразить эмоциональное состояние: «ай-ай-ай», «ох». Ваш малыш начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и будет повторять вслед за вами.

Поиграйте с крохой, и тогда ему захочется повторять звукосочетания.

1. Предложите поскакать на лошадке – «но-но». Или можете использовать небольшое стихотворение.

    Гоп-гоп! Конь живой
    И с хвостом, и с гривой.
    Он качает головой,
    Вот какой красивый!
    Гоп-гоп-гоп!
2. Покормите вместе с малышом его любимую игрушку - «ням-ням».
    Говорит собака: «Ам!
    Кошке мясо не отдам:
    Ам-ам-ам!»
3. Игрушки сели на машину и поехали в гости - «би-би».
    Би–би-би - гудит машина -
    Не поеду без бензина!
4. Поиграйте с малышом в прятки, создавая ситуацию, в которой бы он повторял «ку-ку». Можно прочитать стихотворение.
    Считать кукушка научилась,
    На том ученье прекратилось.
    Ку-ку, ку-ку.
«Как кукушка кукует?» - спросите обязательно малыша после прочтения.

5. На зеленом лугу пасется корова. Попросите малыша показать (на картинке, игрушке), где у коровы копыта, хвост, уши, глаза. Проговорите стихотворение несколько раз. Спросите: «Как коровка разговаривает?»

    Му-му!
    Молока кому?
6. В гости киска к нам пришла. «Посмотри, какая киска. Какая у нее шерстка мягкая, беленькая, пушистая. Потрогай шерстку, погладь кошечку. А какие у нее глазки. Как киска мяукает?»
    Мяу-мяу! Кто пищит?
    У меня живот болит.
Ниже приведу несколько примеров стихотворений с разными звукосочетаниями, которые вы можете включить, создавая игровую ситуацию.
    Куры крыльями махали
    Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
    Куры клювами стучали
    Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

    Гуси, гуси,
    Га-га-га,
    Есть хотите?
    Да-да-да!

    Прилетели гули,
    Гули-голубочки,
    Гуля-гуля-гуля.
    На головку гули
    Сели моей дочке,
    Гуля-гуля-гуля.

    Маленькие мышки,
    Серенькие шубки,
    Длинные хвосты,
    Пищат: пи-пи-пи!

    Ду-ду, ду-ду,
    Потерял Иван дуду.
    А я дудочку нашла
    И Ванюше отдала,
    Ду-ду, ду-ду!

    С барабаном мы идем,
    Громко песенку поем!
    Бом-бом, бом-бом!

    Заблудились мы в лесу,
    Закричали все: «Ау-ау!»

    Вот поезд наш едет, колеса стучат:
    Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
    А в поезде этом ребята сидят,
    Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

    Наши часики стучат:
    Тик-так, тик-так
    Ходя часики вот так:
    Тик-так, тик-так.

7. Расскажите малышу сказку «Курочка Ряба. Ребенок должен участвовать в пересказе, добавляя за курочку: «ко-ко-ко»; за мышку: «пи-пи-пи»; изобразить, как упало яичко: «бах»; как плачет дед, баба: «ой-ой-ой».

8. Прочитайте стихотворение Даниила Хармса «Веселый старичок» (в нем очень много звуковых комплексов).

    Жил на свете стаpичок
    Маленького pоста,
    И смеялся стаpичок
    Чpезвычайно пpосто: «Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бyх-бyх! Бy-бy-бy Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да тpюх-тpюх!»

    Раз, yвидя паyка,
    Стpашно испyгался.
    Hо, схватившись за бока,
    Гpомко pассмеялся: «Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гyль-гyль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да бyль-бyль!»

    А yвидя стpекозy,
    Стpашно pассеpдился,
    Hо от смеха на тpавy
    Так и повалился: «Гы-гы-гы Да гy-гy-гy, Го-го-го Да бах-бах! Ой, pебята не могy! Ой, pебята, Ах-ах!»

Очень хорошо, если малыш будет договаривать стихотворение (звукосочетания) вместе с вами. И пусть это случится не после одного-двух чтений стихотворения, а после десяти-пятнадцати. Но это того стоит.

Игрушки для занятия в этом возрасте лучше подбирать яркие, без лишних деталей и несущие конкретный образ (мишка, машинка, уточка). Лучше, если они будут звучащими. Многократно и четко проговаривайте не только названия игрушек, но и их характеристики (прилагательные) и действия с ними (глаголы): «Пушистый зайка прыгает!», «Давай поиграем с красивым мишкой!» - дто способствует разностороннему развитию речи малыша.

Играя, малыш вслушивается в речь взрослого, учится действовать по словесному сигналу, испытывая при этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.

К концу первого года жизни, когда ребенок становится самостоятельным «пешеходом», мир досягаемых для него вещей расширяется, а вместе с этим накапливается и его пассивный словарь. Малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Иди туда» (указывается направление), «Положи здесь», «Подойди и возьми вот так».

Он понимает и с удовольствием выполняет требования взрослого: «Пойдем мыть руки», «Будем собираться гулять. Где твои носочки, туфельки?» и т.п.

Если подобные указания подкрепляются соответствующими действиями, то малыш быстро их осмысливает и вскоре пытается самостоятельно выполнить то, что от него требуют. В этом таится большой воспитательный смысл: ребенок учится действовать по указанию взрослого, что является при соответствующем воспитании залогом организованного поведения.

К концу года ребенок понимает уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполняет простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать и т.п.

В этом возрасте речь взрослого становится важнейшим регулятором поведения ребенка. Он, к примеру, способен понимать слово нельзя. Малыш тянется к красивой чашке, но мама строгим тоном говорит: «Нельзя» и отодвигает хрупкую чашку, протягивая ему взамен красочную неваляшку.

Важным режимным моментом в жизни ребенка до 1 года является массаж . Эту процедуру также можно использовать для речевого общения.

Потешки, используемые при массаже

    (нежно гладим спинку ребёнка широким движением от ягодиц вверх - тыльной стороной кисти, от плеч вниз - ладонью)
    Идёт бай по стене,
    Несёт лапти на спине,
    Нес лапти в кошеле.
    Всем детишкам
    По лаптишкам,
    И себе, и жене.
    Ку-ка-ре-ку, петушок,
    На полатях мужичок,
    Он лапти плетет,
    И себе плетет,
    И жене плетет,
    Ребятишечкам
    По лаптишечкам!
    (разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке)
    Тятеньке - сажень,
    И маменьке - сажень,
    И сестрице - сажень,
    И братику - сажень,
    (и т.д.)
    А Ванюшеньке большую,
    Наибольшую, самую большую!

    Потягунюшки, порастунюшки,
    (поглаживаем от головы до пяточек)
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки – ходунюшки,
    (двигаем ножками)
    А в ручки – хватунюшки,
    (сжимаем и разжимаем кулачки)
    А в ушки - слышунюшки,
    (показываем ушки)
    А в глазки - глядунюшки,
    (показываем глазки)
    А носику - сопунюшки,
    (показываем носик)
    А в роток - говорок,
    (показываем ротик)
    А в головку - разумок!
    (поглаживая спинку)
    Шершавая мама
    Шершавому сыну
    Гладит и гладит
    Шершавую спину.
    Мама не Петина,
    Мама не Светина,
    Мама не Гришкина,
    А мама слонишкина.

    На малышку глядя,
    Спинку мама гладит:
    Рыбка по морю плывет,
    Белка хвостиком метет,
    Как по небу облачкa,
    Мы погладили бочкa.
    Как летят снежинки,
    Так мы гладим спинку!

    Били лён, били,
    (стучим кулачками по спине)
    Топили, топили,
    (растираем ладонями)
    Колотили, колотили,
    (похлопываем)
    Мяли, мяли,
    (разминаем пальцами)
    Трепали, трепали,
    (трясём за плечи)
    Белы скатерти ткали,
    (чертим ребрами ладоней)
    На столы накрывали.
    (поглаживаем ладонями)

    (массаж стоп – растирание)
    Пяточки-топтаточки,
    Шекотки- щекотаточки,
    Розовы да гладеньки,
    Как конфетки сладеньки.
    Маленькие стопочки,
    Стопочки - топ-топочки,
    До чего прекрасны.
    Шелковы-атласны.
    Маленькие пальчики,
    Девочки и мальчики.
    Розовы подушечки,
    Крохотны ногтюшечки,
    Пальчики-горошинки,
    До чего ж пригоженьки.
    Вот какие ножки
    Ходят по дорожке!

    Как у нас ли журавель,
    Как у нас ли молодой!
    На палатах сидел,
    Лопаточки плел!
    И себе, и жене,
    Ребятишечкам
    По лаптишечкам,
    А девчоночкам
    По чулчоночкам.

    Рельсы, рельсы.
    (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы
    (проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый.
    («едем» ладонью по спине)
    Из последнего вагона
    Вдруг посыпался горох.
    (стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали.
    (стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали.
    (щипаем спинку)
    Прошёл слон,
    («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,
    («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.
    («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,
    («идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.
    (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
    Поставил стол,
    («ставим» кулаком)
    Поставил стул
    («ставим» щепотью)
    Печатную машинку.
    («ставим» пальцем)
    Стал печатать:
    («печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.
    (щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    (щекочем бочок)
    Прочитал,
    (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил,
    (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Сложил,
    Отправил.
    («кладём письмо» за шиворот)

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком,
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живет?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котенок.
    Улыбается ребенок.
А вот уже настоящая гимнастика .
    На лугу, на лугу
    (гладим животик по часовой стрелке)
    Стоит миска творогу.
    (кладём ладонь на животик)
    Прилетели две тетери,
    (строчка произносится по слогам, и одновременно с каждым слогом короткими бодрящими движениями, напоминающими детские "саечки", проходим по бочкам малыша снизу вверхх)
    Поклевали,
    (два пальца "скачут" вверх по центру малышового животика)
    Улетели.
    (снова делаем малышу "саечки" или же, наоборот, успокаиваем кроху нежными поглаживаниями)
Эти игровые упражнения не просто стимулируют мышцы живота, а способствуют их активной разработке. Ведь когда вы, например, двумя пальцами "ходите" или "скачете" по животику ребенка, он невольно напрягает брюшной пресс, а потом так же самостоятельно расслабляет его. Помимо прочего, эта гимнастика улучшает перистальтику кишечника.

Артикуляционная гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком можно начинать с 3-х месяцев. Но в этом возрасте гимнастика будет носить пассивный характер. Пассивная артикуляционная гимнастика направлена на усиление активности губ и языка, стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-6 месяцев

В возрасте 3-х месяцев гимнастика проводится по 1,5-2 минуте 3-5 раз в день. Проводится только гимнастика для губ.

Пассивная гимнастика для губ.
1. Собрать губы ребенка в трубочку.
2. Расстянуть губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ.
3. Поднимать верхнюю губу - движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десна.
4. Опустить нижнюю губу. Поставить пальцы в углы губ. Опустить нижнюю губу, обнажая десны.
5. Созать уклад губ, необходимых в дальнейшем для произнесения звуков «а», «о», «у», «и».
Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активные движения языка на данном возрастном этапе можно стимулировать с помощью пищевых подкрепителей.
1. При раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед, вверх, слизывание.
2. При раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка.
Эти приемы проводят по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Артикуляционная гимнастика для детей 7-18 месяцев

В этом возрастном отрезке особое внимание уделяется активным движениям языка и губ, которые необходимы для развития четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движений артикуляционных мышц.

К ранее выполняемым упражнениям добавляем новые упражнения активного характера. Обучаем малыша таким произвольным движениям, как: «поцелуй», «подуй», «плюнь», «улыбнись», «покажи зубки», «открой рот», «закрой рот», «пощелкай язычком».

Продолжаем учить облизывать верхнюю и нижнюю губу, слизывать из уголков рта, для этого по-прежнему используем сироп шиповника или варенье. Время проведения упражнений увеличиваем до 2,5-3 минут.

Процесс развития артикуляционной моторики протекает быстрее, активнее, преодоление трудностей проходит легче, если использовать игровые формы работы. Малыш, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти условия игры, не замечает, что его учат.

Используемая литература

Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961.
Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка: актуальные проблемы дефектологии» - М., 1992, 1987.
Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста». - М., 2006.
Под редакцией Лисиной М.И. «Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми» - М., 1985.
Материал из книги «Правильно ли воспитываем малыша?" - Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л.Ф. Островской. - М., 1979.
Синицына Е. «Умные пальчики» Лист. - М., 1998.
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?» - М., 2007.
Борисова Е.А. «Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем». – Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.
Материал из статьи Плотникова В.И. «Использование игровых приемов для развития артикуляторной моторики у младших школьников с церебральным параличом» (Специальная школа интернат №31, г. Свердловск).
Материал из книги Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить», 1997.
Аксарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгейс Н.Р. «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет» - М., 1969.
Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» - М., 1979.
Бельтюкова В.И., Салахова А.Д. «Лепет слышащего ребенка. Вопросы психологии» - №2, 1973.
Барто А.Л. «Избранные стихи» - М.: Планета детства, 1999.
Материал из книги Гурина И. «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем».
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т.2 - М.
Статья Джигкаева Ш. «Осетинские фольклорные колыбельные песни».
Ветухов А. «Народные колыбельные песни» - М., 1892.
Элиаш Н. «Русские колыбельные песни». Сызрань, 1944.
Аникин В. П. «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке»: Очерки. – М.: Детская литература, 1988.
«Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок», сост. Аникин В.П. - М.: Детская литература, 1975.
Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» – М., 1957.
Виноградов Д.С. «Русский детский фольклор», кн. 1 – Иркутск, 1930.
Камышанова С.А. Попова Н.М. Харламов Е.В. «Гимнастика и массаж ребенка первого года жизни», учебное пособие. Изд. 2-е/3-е
Попова Н.М. Харламов Е.В. «Гимнастика и массаж детей от рождения до года. Основы массажа. Лечебная гимнастика. Закаливание».
Красикова И. «Детский массаж (от 0 до 3-х лет)» - Спб: Корона, 2000.
Асонова Е.А., филолог, кандидат педагогических наук (цитаты из статьи).

Советы логопеда воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, разъяснение необходимости проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка»

  • повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  1. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике.
  2. Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Известно, что в возрасте 3 – 4 лет идет интенсивный рост словаря и фразовой речи. Произносительная сторона речи часто далека от совершенства. Очень часто речь ребенка может разобрать только близкий ему человек.

В результате обследования произносительной стороны речи выявляются дефекты звукопроизношения: согласные звуки произносятся недостаточно четко, смягчаются, искажаются, пропускаются, заменяются другими звуками. Грубо нарушена слоговая структура слова. Так наблюдается сокращение слова, перестановка звуков и слогов в слове, вводятся дополнительные звуки в словах со стечением согласных. Движения речевых органов недостаточно четкие, у многих возникают проблемы с расслаблением языка, поднятием его вверх, вытягиванием губ трубочкой, страдает скорость переключения с одного артикуляционного уклада на другой и трудность в удержании позы в течение определенного времени.

Формирование правильного четкого произношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над собственной речью.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про-цессе.

Цель артикуляционной гимнастики : вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Каждое логопедическое занятие обязательно включает в себя комплекс таких упражнений. Но одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения - с родителями, в нашем случае с воспитателями.

В течение дня бывают моменты, когда необходимо успокоить детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, или требуется заполнить паузу, которая возникает при ожидании завтрака, обеда или ужина. Этот момент можно использовать для выполнения комплекса упражнений.

Хочется рассказать о видах артикуляционных упражнений и правилах их выполнения.

Виды артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика бывает активной – ребенок самостоятельно выполняет упражнение по указанию взрослого.

Для детей первого года жизни, а так же для детей с ДЦП используют пассивную артикуляционную гимнастику – взрослый выполняет движения за ребенка.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (5−10 секунд): чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений (по 6−8 раз), координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

  1. 1 группа упражнений - вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата;
  2. 2 группа упражнений - способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
  3. 3 группа упражнений - специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, с детьми 2-3 лет, берутся упражнения на развитие основных движений, для детей 3-4 лет - на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), а для 4-5 летних упражнения - для сонорных звуков.

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, поэтому желательно гимнастику проводить перед зеркалом.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз - разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Совместно с дефектологом комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и

закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10−15 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» - имеет несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, слоники…)

Специфика нашей работы в том, что у нас разновозрастные группы. Поэтому на групповые занятия нужно выносить те упражнения, которые доступны и младшим детям. Учитывая склонность к подражанию, дети уже с 2-х лет способны выполнить такие упражнения, как «Заборчик», «Блинчик», «Часики», «Окошко». В конце можно включить 2-3 упражнения более сложного характера для старших детей.

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Регулярное проведение упражнений с детьми является своеобразной профилактикой возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Только совместная работа логопеда и воспитателей поможет улучшить речь наших детей.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания! Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Чтобы ребёнок научился говорить, т.е. произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Мы предлагаем Вам примеры такой гимнастики для развития речи у ребенка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения для развития речи ребенка (артикуляционная гимнастика)

Статические упражнения для языка

1. Птенчики

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4. Лошадка

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5. Оближем губки

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

На счет «один» челюсть опускается, на «два» – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» – челюсть опущена на место, на «четыре» – челюсть двигается влево, на «пять» – челюсть опущена, на «шесть» – челюсть выдвигается вперед, на «семь» – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

4. Дразнилки

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

5. Протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

иииииииииииии

аааааэээээ

ооооояяяяя

аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

2. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

3. Подражать:

– мычанию,

– свисту.

4. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

5. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики по развитию речи не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Это важно. Основная цель гимнастики - выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата - формирование чистой и правильной речи ребенка.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические - необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические - важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером . Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Требования к детям зависят от возрастной группы:

  • младшая - ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • средняя - при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
  • старшая и подготовительная - упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Картотека упражнений - таблица

Название упражнения Описание упражнения Стишок для проведения упражнения
Улыбочка Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Широка Нева-река
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Хоботок Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке «у-у-у».
Домик открывается Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Любопытный язычок Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Лягушка Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Зайчик Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Горка Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Окошко Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Обезьянка Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Чашечка Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Как будто варенье лежит на губе,
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Покусаем язычок Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Лопаточка Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Поперек улыбки лёг –
Отдыхает язычок.

Примеры конспектов занятий

Хороший пример артикуляционной гимнастики - выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Текст стихотворения Действия детей
Котик Рыжик стал скучать –
Не с кем дома поиграть.
Зевают.
Чтоб друзей себе найти,
Надо в детский сад пойти!
Улыбаются.
Рыжик лапки причесал, «Протаскивают» язык между
зубами вперед-назад.
Язычком их облизал, Облизывают рот по часовой
стрелке.
Влево-вправо потянулся Сильно высовывают язык то
вправо, то влево.
И, конечно, улыбнулся. Улыбаются.
Мяу! Мяу! Малыши!
Веселимся от души!
Хлопают в ладоши.
Мы достанем с верхней полки
Наш веселый, звонкий мяч.
Тянут кончик языка вверх к носу.
Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с
напряжением упирать то в
одну сторону, то в другую
щёку так, чтобы под щекой
надувались «мячики».
А потом помчимся вскачь! Быстрые движения кончиком
языка вверх-вниз.
Круглый обруч мы возьмем
И крутить его начнем.
Округляют рот, словно
произнося букву «о».
А теперь, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки!
Показывают язык, затем
быстро прячут его за зубы
несколько раз.
Рыжик целый день играл,
Только к вечеру устал.
Дети потягиваются.
Дома на кроватке
Спит котенок сладко.
Дети кладут голову на
сложенные ладошки.

Другой пример гимнастики - сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

Текст Действия детей
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.
Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик - рот.
Двери в домике то открываются, то закрываются.
Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика.
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке.
1. Открывать, закрывать рот.
2. Высунуть язык.
3. «Лопаточка» на нижней губе.
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь.
1. «Иголочка».
2. Язычок во рту, рот закрыт.
3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д».
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. 1. Имитирует лакание молока.
2. «Вкусное варенье», рот открыт.
3. Широко открыт рот.
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок. 1. «Часики».
2. Язычок во рту, рот закрыт.

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики

На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки На втором кубике - упражнения для развития корня и кончика языка На третьем кубике - 1пражнения для развития языка и губ

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы - образцы выполнения задания.

Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики

Самый эффективный и современный дидактический материал - логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы

Какую игрушку приобрести - не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.

Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, - помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика - это залог чистой и правильной речи.

Что такое мелкая моторика? Это способность малыша выполнять последовательно мелкие и точные движения кистями, а также пальцами ног и рук. В простонародье это понятие, называется просто "ловкость". К мелкой моторики относят разные движения: от простых(просто взять игрушку) до сложных(рисовать и писать).

Упражнения для развития артикуляции

Упражнения, которые помогают ребенку развивать артикуляцию и усовершенствовать движение тех органов, которые непосредственно участвуют в произношении звуков и слов, нужно проводить на начальном этапе развития малыша, причем ежедневно. Это нужно для того, чтобы те двигательные навыки, которые изучаются и усваиваются, могли стать более прочными и закрепиться надолго.

Продолжительность самого занятия при этом не должна перевешать 5 минут, так как занятия, которые длятся больше, вызывают у ребенка усталость, что приводит не к усвоению материала, а к исчезновению общего интереса к упражнениям. Для начала время занятий вообще следует сократить до нескольких минут. Чтобы упражнения не были для малыша слишком сложными, следует учитывать его возраст и выбирать легкие материалы, такие которые были бы доступными для развития ребенка.

Гимнастику и ее упражнения, которые развивают артикуляцию малыша, можно проводить как группами, так и индивидуально, главное, чтобы при выполнении всех упражнений, ребенок мог смотреть в зеркало и на своего педагога и мог видеть те движения и мимику, которые происходят при разговоре, чтобы сравнивать с тем, как это получается у него. Специалисты, которые разрабатывают подобные упражнения, не рекомендуют выполнять их сразу же после еды, а выполнение всех заданий и гимнастических упражнений в игровой форме – только приветствуется.

Все упражнения, развивающие артикуляцию ребенка, выполняются в некой последовательности, которую, прежде всего, определяет возраст малыша. Сначала это должен быть рассказ какой-нибудь сказки или истории, который бы отвечал теме упражнений. После этого педагог, воспитатель показывает ребенку технику выполнения задания или упражнения, после чего ребенок начинает сам пробовать его исполнить, контролируя движение органов речи перед зеркалом. Все это время воспитатель наблюдает за малышом, и если он делает что-нибудь неверно, то тот указывает на неточности, после чего ребенок может попробовать выполнить упражнения самостоятельно и уже без помощи зеркала. Но так как маленькие дети зачастую не могут выполнить задание без зеркала, то для них этот пункт можно упустить.

Игры на развитие артикуляции у детей

Для игр можно использовать разные картинки и изготовить простые пособия, о которых поговорим ниже.

Взрослый – тот, кто проводит артикуляционную гимнастику, должен очень внимательно следить за малышом, допуская выполнение только правильной технологии упражнений, и тогда ребенок быстрее сможет усвоить все нужные для правильной артикуляции детали.

«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам20

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка»

Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

«Обезьянки»

Попросите малыша повторять за вами: вытягивайте губы в улыбке, посылайте поцелуйчики. Попробуйте показывать пасть крокодила, с открытым ртом предложите малышу высунуть и удержать язык несколько секунд. Складывайте губки трубочкой и цокайте, как лошадка.

«Пузырь»

Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую.

«Котёнок»

Пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно). Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох) вам необходимо изготовить простые атрибуты.Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко, или ласкуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты.

Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки и т.д., а так же речёвки на гласные звуки, например:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);23

Мышонок смеётся – и-и-и-и;

Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Артикуляционные упражнения

Можно так же использовать следующие упражнения:

  1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)
  2. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Вдох через рот, выдох через нос.
  4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)
  5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
  6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.

Артикуляционная гимнастика

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

«Болтун-болботун» - упражнения для языка

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться.

Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его, произнося при этом: «пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

Упражнение для языка «Вкусно!»

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна»

Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него.

Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». В отличие от «Волны», эти упражнения - статические.

Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль»

Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка?

Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным.

При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»!